Оснач Татьяна Васильевна
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Вся наша жизнь построена на общении друг с другом. Дошкольники, приходя из дома в детский сад в первую очередь должны научиться общаться друг с другом. Хорошо, если у них есть какой-то навык общения, ребятишки начинают группироваться, ищут себе дружочка, но нужно не забывать, дети бывают общительные и необщительные в силу своего характера.
Работая в коррекционной группе, я уделяю большое внимание речевому развитию. Почему? У детей с ЗПР плохо развита речь, несовершенна эмоционально-волевая сфера, у многих проявляется агрессия. Всё это приводит к тому, что дети с ЗПР испытывают трудности в общении. Для полноценного общения детей друг с другом и с взрослыми я направляю свою работу на развитие монологической и диалогической речи у детей. С чего я начинала? Конечно с наблюдений. Наблюдая за общением детей, мы увидели, что из 15 человек: 5 человек не могли спросить, попросить о помощи, 8 человек ограничивались в общении, не реагируя на инструкции, просьбы любая попытка войти с ними в контакт заканчивалась уходом детей в пространство группы, 2 человека легко вступали в контакт, проявляя активность в общении с взрослыми и сверстниками. И свою работу я строила поэтапно. Первый этап-укрепление эмоциональных контактов между детьми. Начинала работу со специальных игр и упражнений, первое упражнение было с использованием пиктограмм, целью которых являлось пробуждение интереса детей к характерным эмоциям человека. Пиктограммы-это изображение лиц людей в различных эмоциональных состояниях. Здесь дети распознают настроение (эмоции) человека и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: весёлый или грустный, сердитый или добрый). Также использовала мимические гимнастики, которые раскрывают детям то, какое эмоциональное единство таится в каждом человеке. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой). В играх «Ты самый, самый…», «Волшебные очки» я акцентировала внимание детей на особенности обращения их друг к другу с целью охарактеризовать черты друг друга, отметить достоинства каждого, тем самым обогащая представление о сверстнике, как о партнёре. Использую игры такие, как «Проведи слепого», «Дуэт», «Сиамские близнецы», Гусеница» в которых … Также, на этом этапе я являюсь образцом для детей в общении друг с другом, нужно вести ребенка за собой, включать его в это общение. На втором этапе своей работе я использовала три модели взаимодействия детей друг с другом.
Публикация «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
1. Совместно-индивидуальную, эта модель предполагает принятие общей цели в паре или подгруппе, где каждый ребёнок будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Использую эту модель на занятиях, содержание которых составляют продуктивные виды деятельности. Например: …
Когда дети осваивают эту модель общения, перехожу к обучению более сложной для них модели
2. Совместно-последовательная модель. Здесь предусматривается освоение очередного варианта распределения действий детей в совместной деятельности, так например, на занятии по лепке «Кондитерский цех», где дети в процессе совместной работы «выпекают» торты и пирожные, распределяя действия «пекаря» и «кондитера». Один выпекает коржи или готовит тесто, другой готовит и добавляет крем, придумывает разные украшения для сладостей. Ситуация общения : какие можно испечь коржи (песочные, шоколадные, вафельные и т. д., как будет готовиться крем, какие украшения будут сделаны и т. д.
Беседы детей с взрослыми являются стимулом для общения. В качестве основы для беседы я использую рассматривания тематических газет с яркими иллюстрациями, альбомы с картинками, в которых содержатся новые сведения, где ребята проявляют любознательность, задавая вопросы, этим вступая со мной в диалог. Важно поддерживать и поощрять любую познавательную активность со стороны детей: хвалить их за интересные вопросы, обязательно на них отвечать, поддерживать высказывания детей, касающиеся основной темы разговора. Главное в таких беседах формировать способность общаться на познавательные темы. А чтобы общение получилось полезным и конструктивным, обязательно вводим совместно с детьми правила, которые все должны неукоснительно соблюдать. Есть такие дети в группе, которые откликаются на предложения общения с трудом, и то не на все темы. Здесь важно воспитателю видеть эмоциональное состояние ребенка, его настроенность или не настроенность на общение с кем-либо. И выбрать правильную позицию и тему общения с ним. Со многими помогают индивидуальные разговоры на личностные темы, связанные с реальной жизнью ребёнка, о событиях из жизни ребёнка (поход к папе на работу, просмотр мультфильма, для того, чтобы переключить его на положительные эмоции. Хотелось бы поделиться с вами некоторыми приёмами организации игр, которые способствуют организации взаимодействия детей друг с другом и которые имеют контактоустанавливающую функцию.
1. Передача детьми друг другу предметов, игрушек, картинок с определёнными словами, стихотворными строчками (онок-онок-онок это жеребёнок; зу-зу-зу дарю тебе козу);
2. Игра «Телефон», когда дети передают сообщения;
3. Игры с мячом в кругу. При выполнении речевых заданий дети передают мяч друг другу, например, читают скороговорку «ёжик, ёжик, чудачек, сшил колючий пиджачок);
4. Игры с диалогом «Гуси-лебеди», «Краски», «Садовник»;
Чтобы активизировать интерес детей к совместным играм, или деятельности использую:
1. Сюрпризные моменты: волшебный сундучок, чудесный мешочек, волшебная палочка;
2. Слуховые эффекты: звучание записи, колокольчика.