Папки-передвижки

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками (4 фото)

Оснач Татьяна Васильевна
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками

Вся наша жизнь построена на общении друг с другом. Дошкольники, приходя из дома в детский сад в первую очередь должны научиться общаться друг с другом. Хорошо, если у них есть какой-то навык общения, ребятишки начинают группироваться, ищут себе дружочка, но нужно не забывать, дети бывают общительные и необщительные в силу своего характера.

Работая в коррекционной группе, я уделяю большое внимание речевому развитию. Почему? У детей с ЗПР плохо развита речь, несовершенна эмоционально-волевая сфера, у многих проявляется агрессия. Всё это приводит к тому, что дети с ЗПР испытывают трудности в общении. Для полноценного общения детей друг с другом и с взрослыми я направляю свою работу на развитие монологической и диалогической речи у детей. С чего я начинала? Конечно с наблюдений. Наблюдая за общением детей, мы увидели, что из 15 человек: 5 человек не могли спросить, попросить о помощи, 8 человек ограничивались в общении, не реагируя на инструкции, просьбы любая попытка войти с ними в контакт заканчивалась уходом детей в пространство группы, 2 человека легко вступали в контакт, проявляя активность в общении с взрослыми и сверстниками. И свою работу я строила поэтапно. Первый этап-укрепление эмоциональных контактов между детьми. Начинала работу со специальных игр и упражнений, первое упражнение было с использованием пиктограмм, целью которых являлось пробуждение интереса детей к характерным эмоциям человека. Пиктограммы-это изображение лиц людей в различных эмоциональных состояниях. Здесь дети распознают настроение (эмоции) человека и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: весёлый или грустный, сердитый или добрый). Также использовала мимические гимнастики, которые раскрывают детям то, какое эмоциональное единство таится в каждом человеке. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой). В играх «Ты самый, самый…», «Волшебные очки» я акцентировала внимание детей на особенности обращения их друг к другу с целью охарактеризовать черты друг друга, отметить достоинства каждого, тем самым обогащая представление о сверстнике, как о партнёре. Использую игры такие, как «Проведи слепого», «Дуэт», «Сиамские близнецы», Гусеница» в которых … Также, на этом этапе я являюсь образцом для детей в общении друг с другом, нужно вести ребенка за собой, включать его в это общение. На втором этапе своей работе я использовала три модели взаимодействия детей друг с другом.

Публикация «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками» размещена в разделах

1. Совместно-индивидуальную, эта модель предполагает принятие общей цели в паре или подгруппе, где каждый ребёнок будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Использую эту модель на занятиях, содержание которых составляют продуктивные виды деятельности. Например: …

Когда дети осваивают эту модель общения, перехожу к обучению более сложной для них модели

2. Совместно-последовательная модель. Здесь предусматривается освоение очередного варианта распределения действий детей в совместной деятельности, так например, на занятии по лепке «Кондитерский цех», где дети в процессе совместной работы «выпекают» торты и пирожные, распределяя действия «пекаря» и «кондитера». Один выпекает коржи или готовит тесто, другой готовит и добавляет крем, придумывает разные украшения для сладостей. Ситуация общения : какие можно испечь коржи (песочные, шоколадные, вафельные и т. д., как будет готовиться крем, какие украшения будут сделаны и т. д.

Беседы детей с взрослыми являются стимулом для общения. В качестве основы для беседы я использую рассматривания тематических газет с яркими иллюстрациями, альбомы с картинками, в которых содержатся новые сведения, где ребята проявляют любознательность, задавая вопросы, этим вступая со мной в диалог. Важно поддерживать и поощрять любую познавательную активность со стороны детей: хвалить их за интересные вопросы, обязательно на них отвечать, поддерживать высказывания детей, касающиеся основной темы разговора. Главное в таких беседах формировать способность общаться на познавательные темы. А чтобы общение получилось полезным и конструктивным, обязательно вводим совместно с детьми правила, которые все должны неукоснительно соблюдать. Есть такие дети в группе, которые откликаются на предложения общения с трудом, и то не на все темы. Здесь важно воспитателю видеть эмоциональное состояние ребенка, его настроенность или не настроенность на общение с кем-либо. И выбрать правильную позицию и тему общения с ним. Со многими помогают индивидуальные разговоры на личностные темы, связанные с реальной жизнью ребёнка, о событиях из жизни ребёнка (поход к папе на работу, просмотр мультфильма, для того, чтобы переключить его на положительные эмоции. Хотелось бы поделиться с вами некоторыми приёмами организации игр, которые способствуют организации взаимодействия детей друг с другом и которые имеют контактоустанавливающую функцию.

1. Передача детьми друг другу предметов, игрушек, картинок с определёнными словами, стихотворными строчками (онок-онок-онок это жеребёнок; зу-зу-зу дарю тебе козу);

2. Игра «Телефон», когда дети передают сообщения;

3. Игры с мячом в кругу. При выполнении речевых заданий дети передают мяч друг другу, например, читают скороговорку «ёжик, ёжик, чудачек, сшил колючий пиджачок);

4. Игры с диалогом «Гуси-лебеди», «Краски», «Садовник»;

Чтобы активизировать интерес детей к совместным играм, или деятельности использую:

1. Сюрпризные моменты: волшебный сундучок, чудесный мешочек, волшебная палочка;

2. Слуховые эффекты: звучание записи, колокольчика.

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками
Фото №1 Вся наша жизнь построена на общении друг с другом Фото №2 Дошкольники приходя из дома в детский сад в первую очередь должны научиться общаться друг с другом Фото №3 Хорошо если у них есть какой то навык общения ребятишки начинают группироваться ищут себе дружочка но нужно не забывать дети бывают общительные и необщительные в силу своего характера
Публикации по теме:

Конспекты занятий по развитию коммуникативного общения дошкольников Конспекты занятий по развитию коммуникативного общения дошкольников Кирьяновой Татьяны Васильевны - воспитателя МАДОУ №27 «Чебурашка» г.

Особенности общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в условиях детского сада. В условиях детского сада ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Дети вместе играют, занимаются, трудятся. У них ярко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками
Опубликовано: 2 марта 2015 в 16:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД