Приложение МААМ

Развитие ориентировочной самостоятельности у детей 5–7 лет посредством игровой деятельности

Марина Гурьева
Развитие ориентировочной самостоятельности у детей 5–7 лет посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Мой многолетний опыт работы со старшими дошкольниками показал, что чаще всего дети испытывают затруднения в умении самостоятельно ориентироваться как в пространственных, так и в пространственно-временных отношениях. Не всегда могут назвать и показать правую (левую) руку, определить место нахождение по отношению друг к другу, испытывают трудности в ориентировке на плоскости, не могут словесно обозначить местоположение объекта, а так же направление движения. И, пожалуй, самым сложным разделом математической подготовки для детей дошкольного возраста являются временные отношения. На первый взгляд это представляется странным, ведь различные отрезки времени, имеющие своё название, являются естественным сопровождением нашей жизни, одним из аспектов существования человека. Однако, дети с трудом запоминают последовательность дней недели, месяцев года (немного лучше дела обстоят с частями суток) и весьма посредственно ориентируются в понятиях «вчера», «завтра», «позавчера», «послезавтра». Всем приходилось слышать от ребёнка, что он «завтра» ходил в гости» или «вчера поедет в цирк». Эти понятия зачастую вызывают массу трудностей при запоминании их дошкольниками.

Публикация «Развитие ориентировочной самостоятельности у детей 5–7 лет посредством игровой деятельности» размещена в разделах

В программе «От рождения до школы» чётко определены требования к формированию данных представлений. 5-6 летний дошкольник должен понимать смысл пространственных отношений, уметь ориентироваться в окружающем пространстве, двигаться в заданном направлении (по словесному описанию, по знакам-указателям); определять своё местонахождение среди окружающих людей и предметов. Иметь представления о сутках, уметь устанавливать последовательность различных событий. К 6-7 летнему возрасту дошкольники должны освоить умения ориентироваться на ограниченной поверхности, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение; иметь элементарные навыки работы с планом, картой, схемами; уметь «читать» простейшую графическую информацию. Иметь элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев года, времён года. Уметь определять время с точностью до часа.

От уровня сформированности данных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. И, конечно же, освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

Сформированность у детей элементарных знаний о пространстве и времени характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания дошкольников, обеспечивает:

1. Развитие интеллектуальных и умственных способностей (расширение кругозора, развитие логических операций, усваиваются временные, пространственные отношения, развивается речь ребенка).

2. Развитие нравственных качеств (доброжелательность, чувство бережного отношения к материалу, усидчивость, терпение).

3. Работа с наглядным материалом, развивает эстетическое чувство.

Задача педагога заключается не только в том, чтобы обучить дошкольников пространственным и простанственно-временным понятиям и отношениям, но и развить у детей ориентировочную самостоятельность, то есть умение самостоятельно ориентироваться как в пространстве, так и во времени.

По мнению специалистов педагогов и психологов, самостоятельность - это психическое состояние личности, включающее в себя:

• способность ставить перед собой задачу;

• способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения;

• способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи,

• соотносить полученный результат с исходным намерением.

Проявление инициативы - это первый компонент в развитии самостоятельности. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности.

Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности (в том числе игровой, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. В игровой деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники приобретают новые знания, умения, навыки. Развивают свои способности, подчас не догадываясь об этом. Игровая деятельность способствует расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволяет детям овладеть пространственной и пространственно-временной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке. Роль взрослого в этом процессе – создать подготовленную среду, в которой дошколята смогут проявлять себя, действовать самостоятельно в соответствии со своими потребностями и уровнем развития, а так же поддерживать и развивать интерес детей к ориентировочной самостоятельности.

Формы организации ребят разнообразны: игры и игровые упражнения проводятся со всем коллективом воспитанников, с подгруппами и индивидуально.

Большое внимание в работе с детьми 5—7 лет уделяется развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега. С этой целью используют систему дидактических и подвижных игр.

1. Подвижные игры имеют большое значение для развития ориентировки в пространстве.

К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

Усложнение упражнений для детей 5-7 лет выражается в следующем: увеличивают количество направлений, на которые ориентируются дети в ходе передвижения; увеличивают площадь ориентировки; усложняют условия выполнения заданий: дети передвигаются с закрытыми глазами, ориентируются при быстром темпе движения (на бегу).

2. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять, но и закреплять знания детей о пространстве. Словесные дидактические игры и упражнения, настольно-печатные дидактические игры с природоведческим содержанием - наиболее известные и часто применяемые. В таких играх обучающее начало выступает как основное содержание игры.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Публикации по теме:

Электронное дидактическое пособие «Транспорт» Кажется, нет ничего более обыденного и привычного, чем транспорт, который нас окружает. Дети старшего дошкольного возраста достаточно знают.

Дидактическая игра на ориентировку в пространстве «Весёлые человечки»Дидактическая игра на ориентировку в пространстве «Весёлые человечки» Дидактическая игра на ориентировку в пространстве "Весёлые человечки" Ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ориентировочной самостоятельности у детей 5–7 лет посредством игровой деятельности
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 23:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие ориентировочной самостоятельности у детей 5–7 лет посредством игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гурьева (УИ 258443) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД