МААМ-картинки

Развитие понимания речи как основная задача воспитателя ДОУ

Ирина Кульбачная
Развитие понимания речи как основная задача воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Пассивный словарь дошкольника - это набор слов и выражений,смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-

за отставания в речевом развитии.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача-накопление словарного запаса : слова-предметы (существительные)

Публикация «Развитие понимания речи как основная задача воспитателя ДОУ» размещена в разделах

слова-действия (глаголы, а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния,с

которыми они постоянно сталкиваются в повседневной ЖИЗНИ, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их

пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами. Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам.

1. Имена существительные. Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.

и др. Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб. Одежда и обувь:

шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др. Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка,полотенце, расческа, носовой платок и др. Дом, квартира: дом, дверь,

замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, по-

толок, стена и др. Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др. Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы,плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зер-

кало и др. Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски

молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др. Овощи и фрукты: капуста, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива

и др. Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др. Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка

парк и др. Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

2. Глаголы. Собственные действия ребё нка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается др.

Название действий, которые совершают близкие ребё нку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, жарит, гладит и др. Другие действия (телефон) звонит; (машина) едет, гудит; (самолёт) летит; (листья) падают и др.

3. Прилагательные, наречия. Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно‚тепло жарко больно вкусно. Название некоторых понятий: боль-

Шой маленький много мало.

Предлагаемый словарик не является с строгой рекомендацией тем не менее дает общее представление о том в каких направлениях следует вести работу над развитием у ребёнка понимания речи. Это скорее фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова.

Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром (игрушки, одежда,обувь, мебель, дом и квартира, животные, птицы, насекомые, деревья,

цветы, овощи и фрукты, город и деревня, времена года и др., подробное описание которых можно найти в любой программе дошкольного воспитания.

Помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов фразами. И слова, и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной

ситуации: ребенок видит предмет - взрослый называет его; ребенок совершает действие - взрослый обозначает его глаголом и т. д. ; взрослый ведет ребенка в ванную комнату и говорит: «Будем мыть руки», в прихо-

жей говорит: «Давай одеваться на прогулку» и т. п. В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь. Например, взрослый предлагает найти и принести

мишку, хотя его нет в поле зрения ребенка, предлагает попрыгать, не показывая нужного действия, говорит: «Возьми йогурт», хотя ребенок находится далеко от кухни и холодильника.

Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупоительные жесты: на (предложение) - протягивать раскрытую ладонь: дай (просьба)-сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз)

Нет (отрацание)-покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону; там (указание направления)- взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать;

Вот (указание на близлежащего объект)-показать прямым указательным пальцем на предмет; сюда (подзывание)-взмах ладонью по направлению к себе.

Перечисленные жесты используются в различных играх и занятиях, описанных в нашей книге. При обучении жестами детей раннего возраста необходимо соблюдать следующие условия: использовать можно только естественные общеупотребительные жесты,

Не стоит придумывать новые жесты. Помните, что в норме жесты являются вспомогательным средством общения между людьми, употребляются ограниченно.

Полезно обратить внимание на мимику, которая с одной стороны, помогает сделать артикуляцию более четкой, с другой - делает речь более эмоциональной и насыщенной. Степень употребления жестов и

выраженности мимического сопровождения речи часто зависит от темперамента человека, его национальности и особенностей культуры его народа.

Публикации по теме:

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: "Развитие детей.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сотрудничество с родителями. Выпуск журнала «Страна понимания»Сотрудничество с родителями. Выпуск журнала «Страна понимания» Работая над темой «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством игровой деятельности» одной из форм сотрудничество.

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка» "Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им". Г. Гегель. Когда наступает пора определения.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие понимания речи как основная задача воспитателя ДОУ
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 09:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие понимания речи как основная задача воспитателя ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кульбачная (УИ 1290333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД