Ирина Кульбачная
Развитие понимания речи как основная задача воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пассивный словарь дошкольника - это набор слов и выражений,смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-
за отставания в речевом развитии.
В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача-накопление словарного запаса : слова-предметы (существительные)
Публикация «Развитие понимания речи как основная задача воспитателя ДОУ» размещена в разделах
слова-действия (глаголы, а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния,с
которыми они постоянно сталкиваются в повседневной ЖИЗНИ, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их
пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами. Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам.
1. Имена существительные. Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.
и др. Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб. Одежда и обувь:
шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др. Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка,полотенце, расческа, носовой платок и др. Дом, квартира: дом, дверь,
замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, по-
толок, стена и др. Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др. Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы,плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зер-
кало и др. Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски
молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др. Овощи и фрукты: капуста, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива
и др. Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др. Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.
Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка
парк и др. Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.
2. Глаголы. Собственные действия ребё нка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается др.
Название действий, которые совершают близкие ребё нку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, жарит, гладит и др. Другие действия (телефон) звонит; (машина) едет, гудит; (самолёт) летит; (листья) падают и др.
3. Прилагательные, наречия. Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно‚тепло жарко больно вкусно. Название некоторых понятий: боль-
Шой маленький много мало.
Предлагаемый словарик не является с строгой рекомендацией тем не менее дает общее представление о том в каких направлениях следует вести работу над развитием у ребёнка понимания речи. Это скорее фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова.
Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром (игрушки, одежда,обувь, мебель, дом и квартира, животные, птицы, насекомые, деревья,
цветы, овощи и фрукты, город и деревня, времена года и др., подробное описание которых можно найти в любой программе дошкольного воспитания.
Помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов фразами. И слова, и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной
ситуации: ребенок видит предмет - взрослый называет его; ребенок совершает действие - взрослый обозначает его глаголом и т. д. ; взрослый ведет ребенка в ванную комнату и говорит: «Будем мыть руки», в прихо-
жей говорит: «Давай одеваться на прогулку» и т. п. В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь. Например, взрослый предлагает найти и принести
мишку, хотя его нет в поле зрения ребенка, предлагает попрыгать, не показывая нужного действия, говорит: «Возьми йогурт», хотя ребенок находится далеко от кухни и холодильника.
Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупоительные жесты: на (предложение) - протягивать раскрытую ладонь: дай (просьба)-сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз)
Нет (отрацание)-покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону; там (указание направления)- взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать;
Вот (указание на близлежащего объект)-показать прямым указательным пальцем на предмет; сюда (подзывание)-взмах ладонью по направлению к себе.
Перечисленные жесты используются в различных играх и занятиях, описанных в нашей книге. При обучении жестами детей раннего возраста необходимо соблюдать следующие условия: использовать можно только естественные общеупотребительные жесты,
Не стоит придумывать новые жесты. Помните, что в норме жесты являются вспомогательным средством общения между людьми, употребляются ограниченно.
Полезно обратить внимание на мимику, которая с одной стороны, помогает сделать артикуляцию более четкой, с другой - делает речь более эмоциональной и насыщенной. Степень употребления жестов и
выраженности мимического сопровождения речи часто зависит от темперамента человека, его национальности и особенностей культуры его народа.