МААМ-картинки

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе поисково-исследовательского проекта

Татьяна Завороткова
Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе поисково-исследовательского проекта
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательная деятельность, также как и игровая, имеет большое значение в развитии ребенка. Познание – процесс творческий, а задача педагога поддержать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Эксперимент в детском саду похож на игру, в которой может участвовать каждый ребенок. Чем интереснее и разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребенок, тем быстрее он развивается. Через экспериментирование ребенок познает окружающий мир.

Публикация «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе поисково-исследовательского проекта» размещена в разделах

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Поэтому педагоги нашего ДОУ стремятся внедрять опытно-экспериментальную деятельность в практику работы.

Педагоги ДОУ выстраивают свою деятельность в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, доступно и привлекательно для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Любое исследование построено на желании изучать окружающее. Исследовательская деятельность ребенка универсальна и реализуется во всех видах взаимодействия ребенка с миром, в любой предметной среде.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Поэтому приоритет в работе с детьми наши педагоги стремятся отдать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Развитие познавательного интереса определяется не только богатством знаний, но и возможностью самостоятельно использовать их для решения новых задач, т. е. позволяет сформировать исследовательские умения.

Исходя из вышесказанного, при организации исследовательской деятельности в нашем дошкольном учреждении мы придерживаемся основных правил:

- Проблема выявляется детьми.

- Предположение о причинах происходящего, и способы ее проверки дети выбирают сами.

- Эксперимент организуется как активная деятельность детей.

- Результаты наблюдений фиксируются в альбоме наблюдений.

- Проведение исследований осуществляется в свободное время, при проведении НОД, а также в виде исследовательско-творческих проектов.

Проект – это очень эффективная форма организации детской исследовательской работы. Наш детский сад вот уже несколько лет использует в своей работе метод проектов. Педагоги ДОУ совместно с воспитанниками и их родителями разработали и реализовали как краткосрочные, так и долгосрочные проекты, участвовали в них дети разных возрастных групп. Назовем самые яркие и запомнившиеся: «Рябина красная», «Люби и знай родной свой край», «Моя семья», «Самара – город наш родной», «Хлеб – всему голова». Особенно интересно прошла работа над долгосрочным проектом «Этот загадочный мир космоса», с подъемом прошла работа над экологическим проектом «Лягушки» и многие другие. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что проектная деятельность нужна для того, чтобы развивать в ребенке его личную позицию. Кроме того, деятельность исследовательского характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. В этом виде работы дети открывают новые знания не только для себя, но и для других детей, рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Этот метод дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Работу над проектом мы делим на этапы :

- Постановка проблемы (задачи).

- Поиск путей решения проблемы.

- Сбор информации, ее структурирование.

- Фиксация наблюдений.

- Обсуждение результатов и формулировка выводов.

- Презентация.

Несколько слов хочется сказать об одном из таких проектов с поэтическим, интригующим названием: «Вода, наполненная тайнами», который был реализован с детьми старшей и подготовительной групп в прошлом учебном году. Это долгосрочный проект. Время его проведения с октября по май. Целью педагогов было приобщение детей к рациональному использованию воды, становление у них научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле.

С детьми проводились разнообразные беседы по теме, наблюдения за различными состояниями воды, они принимали посильное участие в трудовой деятельности, рассматривали картины, много читали, играли, рисовали, лепили, конструировали, смотрели детские научные фильмы, ходили на экскурсию к реке и т. д. и, естественно, вели лабораторную и исследовательскую деятельность, где проводились различные опыты с водой, ее свойствами и состояниями. Когда дети заинтересованы темой, они все делают с удовольствием, но опытно-экспериментальная работа в коллективе сверстников пользуется особой любовью и желанием. Мало сказать, что дети за этот период сделали для себя огромное количество открытий. Завершающей стадией работы над проектом явилась его презентация – был проведен праздник «Волшебница Вода», где наши воспитанники стремились показать и детям других групп, и родителям, и сотрудникам ДОУ чему они за это время научились и как много узнали нового.

Реализовать поисково-исследовательский проект невозможно без создания определенной предметно-развивающей среды групп (уголок экспериментирования во всех возрастных группах (включая первую младшую, мини-лаборатория).

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода» (емкости разного размера, лейки, формочки, камешки, трубочки, воронки, лодочки, совочки, предметы из разных материалов, стаканчики разной формы, цвета, величины, прозрачности и т. д., «Воздух» (веревочки, пакеты, шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки, воздушные змеи, «Наука и природа» (банки, бутылки, ведра, тазики, губки, фартуки, лупа, магниты, мелкие игрушки, палочки, бусины, природный материал, крупы, пуговицы, формочки, картотека опытов, «Искусство» (краски, бумага, мелки, свечи, штампы, пластилин, тесто, пуговицы, синтепон, «Кулинария» (продукты и предметы кухонной утвари, формочки, фартуки и др., «Литература» (книжки-самоделки, оборудование для их изготовления, планы-схемы, лингвистические игры, «Манипулятивный центр» (мелкие предметы для счета и группировки, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логические игры, веревочки, бусинки и т. д.).

Наполняемость этих разделов и их количество зависят от возраста детей. Если в первой младшей группе уголок экспериментирования состоит из трех центров: «Песок-вода», «Воздух» и «Манипулятивный», то в старшей и подготовительной – все вышеперечисленные.

Основное оборудование мини-лаборатории – это приборы – «помощники» : лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы, микроскоп, электроприборы (миксер, блинница, медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл, прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Для организации самостоятельной детской деятельности воспитатели разработали карточки-схемы для проведения экспериментов. Посоветовавшись с детьми, мы придумали условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Работа проводится как в свободной самостоятельной, так и в совместной с воспитателем деятельности.

В группах ведется большая работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о формах организации исследовательской работы. Для родителей проводятся консультации о проектной деятельности, помещается информация в родительские уголки.

Родители с большим интересом принимают участие в подготовке проектов. Зачастую к детской проектной деятельности подключается вся семья. Проведенный опрос знаний детей до и после проекта показал, что уровень этих знаний существенно повысился.

Таким образом, поисково-исследовательские проекты способствуют повышению уровня познавательного интереса детей. А уровень развития познавательных способностей детей – один из основных показателей их готовности к обучению в школе, а сформированный познавательный интерес является залогом успешного обучения.

Публикации по теме:

Мини-лаборатория «Почемучка» в подготовительной группеМини-лаборатория «Почемучка» в подготовительной группе Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к.

Оформление уголков экспериментальной деятельности в ДОУ. Из опыта работы. На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности в познании окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе поисково-исследовательского проекта
Опубликовано: 23 октября 2014 в 13:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе поисково-исследовательского проекта» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Завороткова (УИ 230341) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД