Галина Учеватова
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к миру природы посредством природоведческой литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, в котором мы живём изобилует информацией. Как управлять этим потоком знаний? Как выбрать из него, то что необходимо? Систематизировать и обобщить? Какие качества личности нужно развить в ребёнке, чтобы он с успехом мог всё это делать?
Содержание актуальных программ обеспечивает целостное развитие личности ребёнка дошкольника. Задача развития познавательного интереса занимает в них центральное место.
Публикация «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к миру природы посредством природоведческой литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Ребёнок интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создаёт полноценную основу для своего дальнейшего развития.
Могучим фактором, способствующим развитию познавательного интереса у детей, является природа. Интерес ведёт человека к бесконечным целям познания. Книга занимает своё место в этих процессах.
Художественная литература является универсальным средством в познавательном развитии ребёнка, выполняя следующие функции:
-расширяет представления о мире;
-помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах;
-формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности.
Почему же именно старший возраст дошкольников выбран отправной точкой в этой важной теме?
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские "почему?" и "что такое?" были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряжённость познавательной активности ребёнка. Развитие и обогащение познавательной сферы-это сложный путь, включающий в себя 2 линии: "накопление" и "упорядочивание". И то и другое всегда имеет место в развитии ребёнка. Интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.
В возрастном интервале 2-7 лет помещается 2 периода "накопления" и 2 периода "упорядочивания" информации. Эти периоды отличаются дркг от друга. Различия определяются возрастными особенностями психического физиологоического развития ребёнка.
1 период "накопления" с 2-4 отвечает принципу "что вижу, с чем действую, то и познаю".
2 период "упорядочивание" с 4-5 лет. Основным средством познания становится речь; появляется в сознании целостная система представлений.
3 период "накопление" с 5-6 лет. Сознание "смело пересекает пространство и время". Ребёнок с одинаковым рвение пытается освоить как то, что поддаётся осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.
Именно в этом возрасте оправдано широкое использование природоведческой литературы с большим объёмом информации.
Автор программы "Юный эколог" С. Н. Николаева предлагает, начиная со средней группы, через все технологии эколого-педагогической работы с детьми пропустить литературный стержень.
В средней группе дети знакомились с писателем и иллюстратором Е. Чарушиным. Герои его рассказов и сказок нашли в детях эмоциональный отклик, присутствовали в играх, творческой деятельности.
В старшей группе система экологического воспитания (С. Н. Николаева) предлагает познакомить детей с творчеством писателя-природоведа В. В. Бианки. В своих произведениях он сохраняет особенности народной сказки и в этой форме даёт детям научные знания о природе. Содержание книг В. Бианки научно достоверно, оно помогает детям познавать природу во всём её многообразии.
Система работы с детьми по развитию интереса миру природы посредством природоведческой литературы включает в себя : непосредственно-образовательную деятельность, образовательную деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями детей.
В старшей группе природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе и углублении их.
Список произведений, с которыми в течение года познакомились дети. В этом списке присутствуют произведения разные по размеру и характеру подачи материала: короткие зарисовки, сказки, рассказы, а также произведения, которые читаются в течение всего года. Интересным в познавательном плане, является возможность включения в список произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях.
В. Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме», «Хвосты», «Белкина сушильня», «Прячутся», «Купание медвежат», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Сова», «Приключения муравьишки», «Чьи это ноги?» «Чей нос лучше?», «Зелёный пруд», «Мастера без топора», «Синичкин календарь».
И. Акимушкин «Жил-был медведь», Г. Ладонщиков «Медведь проснулся», С. Воронин «Моя берёза», Е. Чарушин «Что за зверь?», М. Пришвин «Золотой луг», С. Михалков «Ёлочка».
Одним из ведущих методов в экологическом воспитании дошкольников является наблюдение. При проведении наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизнью животных и растений, за трудом человека в природе так же используется природоведческая литература.
Чтение может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоём. Чтение литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка и осмыслить увиденное. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые нужно обратить внимание.
Ознакомление с природоведческой литературой охватывает разные виды совместной деятельности детей и педагога : обсуждение содержания, пересказ; рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр слайдов; моделирование; театрализация, игра, ролевые диалоги; составление мини рассказов, «книжек-малышек»; художественное творчество, оформление выставок продуктивной деятельности; проведение викторин, праздников и досугов. Как же правильно организовать деятельность, чтобы она формировала и поддерживала познавательный интерес?
1. Создание условий для возникновения интереса :
a. -подготовка внешней среды и организация жизни, способствующая возникновению потребности в информации об объекте или потребности в конкретных действиях;
b. -подготовка ребёнка к восприятию - предполагает наличие знаний, умений, общей познавательной направленности ребёнка;
2. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности - это служит психологической предпосылкой возникновения интереса самого ребёнка, его инициативной активности, появления познавательной потребности (удивление, восхищение, жалость, забота, неожиданность, загадочность).
3. Организация систематической поисковой деятельности, в которой формируется подлинный интерес, познавательное отношение и внутренняя мотивация, связанные с выполнением данной деятельности («Хочется знать и уметь». «Не могу не заниматься этим») -в разных формах деятельности: проектной, экспериментально-исследовательской, восприятия художественной литературы.
4. Рефлексия деятельности с таким расчетом, чтобы у детей возникали всё новые вопросы и ставились всё новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми (интерес, любознательность, инициатива, активность, самостоятельность).
Для того, чтобы удовлетворить свои стремления и желания в арсенале ребёнка имеются различные средства и способы познания :
-действия и собственный практический опыт;
-слово, т. е. рассказы взрослых;
-книги - как новые источники знаний.
Уровень интеллектуальных умений ребёнка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях (в том числе из литературы) о мире природы.
Работа по взаимодействию с родителями воспитанников -важная составляющая образовательного процесса, проводится по двум направлениям: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс и повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Апробировав систему работы по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, получили положительные результаты динамики этого развития.