Папки-передвижки

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Татьяна Строченко
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Усвоение информации об окружающем мире зависит от того, насколько у человека развит познавательный интерес.

Современные исследования, посвященные развитию детей дошкольного возраста, все чаще затрагивают проблему развития познавательного интереса у ребенка (Д. Б. Годовикова, Л. М. Маневцева, Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова).

Публикация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» размещена в разделах

Целенаправленно организованные виды детской деятельности играют большую роль в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста. В ФГОС ДО определена познавательно-исследовательская деятельность дошкольника, которая развивается на основе познавательного интереса и обобщенных познавательных действий. В естественной форме эта деятельность проявляется в детском экспериментировании с предметами или вербальном исследовании - вопросах, задаваемых взрослому.

При отборе содержания образовательной деятельности для развития познавательно-исследовательской деятельности детей педагогу необходимо охватывать множество конкретных тем, касающихся устройства окружающего ребенка мира, а также сделать содержание образования привлекательным для него.

Ю. К. Бабанский рекомендует следующие условия для развития познавательного интереса у дошкольников :

- актуальность и новизна содержания обучения;

- раскрытие значимости знаний;

- наглядность;

- занимательность;

- эмоциональность;

- использование сравнения и аналогии;

- эффект парадоксальности, удивления;

- использование произведений искусства и литературы;

- учебные дискуссии;

- познавательные игры;

- применение компьютеров.

К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен достаточный опыт по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Д. Б. Годовикова, Л. М. Маневцева, Г. И. Щукина отмечают в своих работах, что познавательная активность является подготовительной ступенью самостоятельности. Самостоятельность связана с инициативой, с поиском различных путей решения учебно-познавательной задачи без участия взрослых. От становления самостоятельности с ранних лет зависит и активность ребенка, его ориентировка в окружающей действительности.

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область.

Содержание познавательного развития детей предполагает :

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);

- формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий, технологии проектной и исследовательской деятельности, опытнической и экспериментальной деятельности, игровых проблемных ситуаций, в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, речевом развитии, игре и др.

В организации различных видов деятельности детей необходимо ориентироваться на возрастные возможности детей и особенности их развития. Организация различных видов деятельности для поддержания интереса детей возможно, как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности. Однако не следует забывать, что поддержание познавательного интереса и развитие познавательных действий возможно только при условии большой самостоятельности детей. Поэтому необходимо соблюдать психолого-педагогические условия поддержания познавательной активности детей :

-опора на природную детскую любознательность;

-поощрение самостоятельности и познавательной инициативы ребенка, проявляющееся в одобрении, вопросах, рассуждениях;

-уважительное к таким вопросам отношение;

-опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;

-организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей;

-обогащение предметно-пространственной среды.

Таким образом, активное участие ребенка-дошкольника в различных видах деятельности – это условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на развитие его познавательных интересов.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности» Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Как известно,.

Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых»Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых» Тема Деда Мороза и Снегурочки так любима нами, что мы часто в своём творчестве обращаемся к ней. Сколько в этих образов чудес, загадок,.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
Опубликовано: 22 января 2023 в 16:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Строченко (УИ 3163975) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД