Галина Пульникова
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «река времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «река времени» как средство развития
познавательного интереса у дошкольников
Пульникова Г. А.,
студентка 41 до группы
специальности 44.02.01
Дошкольное образование
В ФГОС ДО отмечается необходимость познавательного развития дошкольников элементами которого являются развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, а в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования подчеркивается любознательность, способность задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями [4].
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии „река времени“» размещена в разделах
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Вопросам познавательного интереса, познавательной активности посвящены исследования и идеи многих психологов и педагогов:
1) психологи: Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Ковалев рассматривали понятие интереса с психологической точки зрения.
2) педагоги: Ш. А. Амонашвили – рассматривал проблему интереса в обучении детей шестого года жизни; И. И. Бецкой – осуществлял поиск системы образования и обучения детей; Н. А. Корф – изучал проблему развития интереса к учению; А. С. Макаренко – рассматривал вопрос развития интереса детей в процессе деятельности; К. Д. Ушинский – рассматривал проблему развития интереса у дошкольников.
Познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями (Щукина Г. И.) [5, с. 67].
Основными составляющими познавательного интереса являются : Интеллектуальная составляющая, эмоционально-волевая составляющая, процессуальная составляющая (Э. Л. Баранова).
Также она выделила стадии развития познавательного интереса в дошкольном возрасте с учетом этих компонентов: прохождение первой стадии характерно для детей 3 – 4 лет, в период, когда начинается проявление осмысленного отношения к окружающего, появляются первые определенные познавательные вопросы, интерес ко всему новому и необычному. Вторая стадия для детей 4 – 5 лет, в период, когда проявляется активность и стремление к самостоятельности, усложняются мыслительные процессы и появляются более сложные познавательные вопросы. И, наконец, третья стадия достигается к 6 – 7 годам, когда у детей достаточно сформированы навыки практической деятельности, проявляются произвольные формы поведения, логика в вопросах, высказываниях, можно судить о четко выраженной познавательной позиции [1].
Однако, на основе анализа психолого-педагогической литературы, результатов обобщения положительного педагогического опыта было выделено противоречие: между достаточной теоретической изученностью вопросов связанных с сущностью познавательного интереса, познавательной активностью детей и недостаточной степенью разработанности действенных средств развития познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Одним из средств этого развития познавательного интереса является технология «Река времени», которая является одной из форм познавательно исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [1]. Вопросами изучения данной технологии в теории занималась Надежда Александровна Короткова. Однако, выявлена проблема определения действенных педагогических условий развития познавательного интереса у дошкольников посредством технологии «река времени».
Технология «Река времени» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи) [2]. Она осуществляется поэтапно:
1 этап Обсуждение реального или вымышленного события.
2 этап Постановка цели исследования (узнать).
3 этап Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.
4 этап Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
5 этап Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
6 этап Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
7 этап Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности [3].
В ходе написания курсового исследования был разработан план опытно-поисковой работы по развитию познавательного интереса у детей старшей группы посредством технологии «Река времени», предположительно определены педагогические условия способствующие развитию познавательного интереса у старших дошкольников : 1) широкое использование разнообразного наглядного материала (в том числе реальные предметы, использование карты – панно «Река времени», фиксирование на ней «меток» остановок, которые заполняются соответствующим иллюстративным материалом; 2)выбор темы исследования, ориентируясь на интересы детей и увлечения, также педагог должен быть сам увлечен исследованием; 3) осуществление взаимодействия с родителями; 4) проведение экскурсии в местный музей по теме исследования и создание с детьми выставки – музея в группе.
Составлены конструкты непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии река времени по темам :
1)«История жилища» в старшей группе.
2)«Путешествие в прошлое профессий» в старшей группе.
3) «Средства связи» в старшей группе.
Отобран диагностический инструментарий для выявления уровня познавательного интереса у детей 5 – 6 лет :
1. Познавательная потребность дошкольника (В. С. Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Э. А. Барановой).
2. Методика «Волшебный домик»
3. Методика «Вопрошайка» (Н. Б. Шумакова).
4. Методика «Выбор сюжетно – тематических картинок» (Н. В. Пророк).
5. Наблюдение за проявлением познавательного интереса (на основе критериев выделенных Э. А. Барановой).
Таким образом, можно сделать вывод, что технология «река времени» имеет большие возможности для развития познавательного интереса дошкольников, при создании ряда определенных педагогических условий.
Список литературы:
1. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников СПб., 2005.
2. Бобыкина Наталия Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками URL : /https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-tehnologi-puteshestvie-po-reke-vremeni-v-rabote-s-doshkolnikami.html/ ( дата обращения: 15.01.16).
3. Красюкова Г. М. Путешествие по «Реке времени» (познавательно-исследовательская деятельность») URL : / https://www.maam.ru/detskijsad/puteshestvie-po-reke-vremeni.html. (дата обращения 8.01.16).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
5. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся М. : Педагогика, 1988.