Получи документы

Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте у детей с НОДА (4 фото)

Наталия Горина
Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте у детей с НОДА
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте у детей с НОДА

Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию. Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста с НОДА приобретает особую актуальность как один из способов решения социально-педагогических проблем.

Публикация «Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте у детей с НОДА» размещена в разделах

Эффективность процесса формирования познавательного интереса у дошкольников с НОДА в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивается: использованием составляющих развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации; внедрение активных методов и форм организации познавательно-исследовательской деятельности.

В своей практике я активно применяла технологию «путешествие по «Ленте времени. Она направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.

Путешествия «по Ленте времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира.

Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.

Игры-путешествия можно использовать в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах. Такая технология носит инновационный характер, так как в образовательной деятельности используются нетрадиционные методы, способы развития познавательно-исследовательской деятельности детей на занятии используются старинные вещи, с которыми можно исследовать и даже попробовать на практике, данная технология, позволяет дать детям дошкольного возраста начальные знания о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Благодаря её использованию в работе, возможно, охватить следующие направления в развитии и образовании детей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог на определенную тему. Целью является развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Карта-панно «Ленте времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами).

Используя данную технологию я решала следующие задачи :

1. Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержень образующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности).

2. Обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения.

3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образносимволическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).

4. Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение.

5. Расширять кругозор (в процессе познавательно – исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).

Технология строится на следующих принципах:

• Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

• Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.

• Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Возможно использовать следующие методы:

1. Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод. а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций. б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов. в) Составление и оформление макетов. Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод. Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4. Игровой метод. Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Игры-путешествия в первый год хорошо бы использовать тематику путешествий на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например, каким я был сейчас, каким я буду в будущем.

Решение образовательных задач предусматривает: - опору на природную детскую любознательность; - поощрение познавательной инициативы ребенка - детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение; - опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность; - организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка; - предоставление информации из разных областей культуры (естественных наук, экологии, истории, географии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности.

Ожидаемый результат (и критерием успешного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста : - проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как); - обнаруживает стремление объяснить связь факторов, используя рассуждения («потому что…»); - стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции); - ребенок проявляет интерес к технико-технологической, информационной среде, основных источниках, способах поиска и передачи информации; - проявляет интерес к символическим «языкам» : пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что – то по ним (лепить, конструировать); самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

Фото №1 Известно что дошкольный возраст возраст становления и развития наиболее общих способностей которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться

Моё дидактическое пособие «Лента времени» состоит из:

- серии больших карточек, которое символизирует линейное движение исторического времени, частично скрепленных между собой. На них намечены остановки с интуитивно понятными детям названиями: «Прошлое», «Настоящее», «Будущее» в виде схематических изображений исторических периодов. Каждый временной промежуток обозначен определенным цветом. (круг -в углу карточки)

-из конвертов с разной тематикой.

1. старина

2. транспорт

3. посуда

4. воины России

5. изобретения

6. бытовая техника

7. архитектура России,Дзержинска

8. исторические события

9. люди (фото детей, воспитателей, родственники детей)

Фото №2 Одна из наиболее важных способностей способность к познанию

10 письменность

Фото №3 Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста с НОДА приобретает особую актуальность как один из способов решения социально педагогических проблем

Каждая карточка внутри конвертов отмечена с обратной стороны также определенным цветом, что помогает делать проверку правильности выполняя задания или при самостоятельном использовании является элементом самопроверки)

Цель: развитие личности дошкольника через представление о времени: глубина, неразрывность, быстротечность; накопление опыта взаимодействия с окружающим миром посредством углубления и систематизации знаний на основе сравнения и установления пространственно – временной связи,

Задачи: - расширять представления детей об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира;

- развивать мышление умение детей устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные связи;

- формировать навыки познавательно-исследовательской деятельности, познавательную активность, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию;

- способствовать формированию интересов, творческих способностей, воображения;

- воспитывать интерес к истории и культуре своего народа и рукотворному

Примерный алгоритм проведения путешествия по «Ленте времени» :

• обсуждение реального или вымышленного события;

• постановка цели исследования (узнать);

• анализ – сравнение, активное обсуждение демонстрационного, иллюстративного или предметного материала;

работа в подгруппах: сортировка и закрепление маленьких карточек на панно «Лента времени»;

• сборка общей таблицы «Лента времени», сопоставление результатов исследования;

• дополнение детьми в самостоятельной деятельности (рисование, аппликация, ручной труд)

Начинается работа с самого доступного для понимания дошкольника понятия «жилище» («дом») и дальнейшего обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — в «древности/ старину». Представляем, какие дома будут в будущем. Из маленьких карточек взрослый и дети выбирают подходящие и прикрепляют на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». Таким образом, у детей формируется понимание работы с панно «Лента времени».

В следующих «путешествиях» переходим к истории быта, транспорта, профессий, письменности, работаем в соответствием с календарным, тематическим планированием.

Подводя итог проделанной работе, заметила в процессе систематической и целенаправленной работы по внедрению технологии «Лента времени» познавательная активность детей с НОДА возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие. Использование методов и приемов, предложенных в технологии «Путешествие по «реке времени». Н. А. Коротковой способствует социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию детей. Технология отвечает запросам ФГОС, ФОП и помогает приобрести на этапе завершения дошкольного образования детям необходимые предпосылки к учебной деятельности.

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрастеКонструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте» Кукольный театр – особое волшебство, целый мир, который ребенок может создать сам вместе с вами. Прочитанные произведения ребенок воспринимает.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте у детей с НОДА
Опубликовано: 29 марта 2024 в 20:31
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте у детей с НОДА» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Горина (УИ 248747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД