Лучший педагог года

Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования

Ольга Полохало
Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования

Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования

В современном обществе происходят перемены, затрагивающие и систему образования, которая находится на этапе модернизации. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Сейчас перед педагогами стоит задача - всестороннее развитие личности, способной к творческому решению поставленных задач.

Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования» размещена в разделах

Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. У дошкольников, в силу слабости нервных процессов, процессы возбуждения преобладают перед процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог. Чтобы этого избежать, нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное. Какую-то часть указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия. Важно помнить, что при слишком многословном объяснении задания, какие-то его положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются.

Коллекционирование является одним из наиболее эффективных методов познания детьми окружающего мира.

В дошкольном возрасте дети очень любознательны, задают много вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них непривычными. Педагог должен создать условия для познавательно- исследовательской деятельности, заинтересовать ребенка той или иной проблемой, и дать ребенку возможность искать самостоятельно пути ее решения. С возрастом потребность ребенка в получении новых знаний постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Коллекционирование имеет огромные возможности для всестороннего развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования у детей развивается внимание, память, умение наблюдать, обобщать, сравнивать, анализировать.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

И чего только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья. Позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись, машины. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману.

Коллекционирование дает ребенку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, раскрытие собственного внутреннего мира. А главное, собирая коллекцию - проведенное вместе «качественное» время со своими родителями.

Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Тяга к собирательству заложена в людях самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало – листики, камешки, фантики, стеклышки и прочие вещи, нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора. Однако с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби – коллекционирование. Именно оно может стать замечательным увлечением, объединяющим взрослых и ребенка.

Подбор коллекции определяется индивидуальным, эмоционально-личностным смыслом, которые имеет для ребенка каждая вещица. Этот смысл сокровенен, его невозможно до конца расшифровать постороннему человеку. Он всегда остается личной тайной.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, т. е. связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

В основу коллекции всегда заложен некий, пусть и несовершенный, интеллектуально-логический принцип подбора материала. Она систематизирована по каким-либо признакам. Склонность к такой систематизации одним из проявлений новой, более совершенной стадии развития логического мышления, которая наступает у детей после 7 лет.

Коллекционирование – доступный детям вид совместной деятельности со взрослым, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность собирательства.

Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяет углублять познавательные интересы детей. Собирать можно все, что угодно: конфетные фантики, тематические картинки или открытки, камни, звуки, пуговицы, косточки и семена растений, монеты и много другое. Очень увлекает дошкольников коллекционирование фотографий, сделанных самостоятельно и последующее оформление тематических альбомов. При организации подобной работы с дошкольниками обсуждение значения и правил собирательства сопровождается организацией разнообразной детской деятельности на основе использования коллекции.

Создание совместных детско-взрослых коллекций способствует разрешению противоречия между доминированием игровых и недостаточным развитием познавательных мотивов у дошкольников. Эта цель может быть реализована при условии, что в совместной деятельности будут использоваться методы и приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании : обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания.

Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

Коллекции могут быть самыми разными по тематике. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Коллекции следует разместить в доступном для детей месте.

Немаловажно правильно оформить собранную коллекцию. Собранные образцы при необходимости надо помыть, почистить, перебрать. Разместить их желательно в одинаковых коробочках, стаканчиках и т. д. Каждый образец должен быть пронумерован, приложен список. Так дети становятся активными участниками увлекательного и полезного занятия – коллекционирования.

После сбора коллекции, и ее детального рассмотрения, можно придумать и ее практическое применение. Например, коллекцию фантиков можно использовать для изготовления одежды для кукол, а косточками и семенами украсить вазы и посуду. Важно, чтобы предметы коллекции находили свое практическое применение в жизни.

Список литературы

1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М: Линка-Пресс, 2007.

2. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим

миром. – М. Мозаика – синтез, 2014

3. Прохорова Л. Н. «Воспитываем коллекционеров» М. 2006

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской.

Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности Фестиваль педагогических идей по распространению опыта работы педагогов ДОУ города «Развитие познавательной активности дошкольников через.

Формирование познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Проект «Развитие познавательной активности у дошкольников путем коллекционирования»Проект «Развитие познавательной активности у дошкольников путем коллекционирования» Актуальность В настоящее время общество крайне изменилось и соответственно меняются семейные отношения. Во времена Советского Союза практически.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. Ребенок – природный исследователь.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ В настоящее время наука и практика образования всё чаще обращает внимание к вопросам развития познавательных интересов детей дошкольного.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию» Автор опыта: Яроцкая Наталья.

Презентация «Развитие познавательной активности дошкольников через театрализованную деятельность» В презентации представлен опыт нашего МБДОУ по развитию у дошкольников познавательной активности через театрализованную деятельность. Именно.

Развитие познавательной активности дошкольников с задержкой психического развития посредством Тико-конструирования Дети – дошкольники большую часть времени проводят в детском саду. В этом возрасте они очень любознательны, у них есть огромное желание познавать.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии. Описание опыта Раздел II. Технология описания опыта Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие познавательной активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 20:48
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД