МААМ-картинки

Развитие познавательной деятельности дошкольника путем экспериментирования

Татьяна Азарова
Развитие познавательной деятельности дошкольника путем экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Публикация «Развитие познавательной деятельности дошкольника путем экспериментирования» размещена в разделах

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Наша задача не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Чаще всего взрослые используют в работе форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем у него не будет сформирована познавательная самостоятельность.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой и использованием содержательно-методических основ процесса формирования познавательной активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.

В экспериментировании достаточно четко представлены моменты саморазвития : преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим

возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте -ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели.

Целью нашей работы стало разработать материал по применению отдельных экспериментов для дошкольников по различным направлениям: определение свойства предметов неживой природы, некоторых элементарных природных явлений, их причинно-следственных взаимосвязях и зависимостях, преобразованиях.

В своем опыте работы мы придерживались определения, предложенного Подьяковым Н. Н. : «Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой». Из него следует что, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Основным направлением в нашей работе стал выбор деятельности. В ходе работы выяснилось, что поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность : они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Самостоятельная работа детей носит в такой ситуации поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Для «чистоты» опыта работы было очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.

Важно развивать у детей внимание, мышление, речь, пробуждать интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им. Чтобы выполнить все эти задачи, надо было создать в группе условия для исследовательской активности детей. Так как детское экспериментирование недостаточно изучено, очень мало методической литературы, мы начали эту работу с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы, уголка экспериментирования.

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования распределила по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположила в доступном для свободного экспериментирования месте в доступном количестве.

В уголке экспериментирования разместились приборы: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.

Чем сильнее развивались изобразительные способности ребенка, тем точнее регистрировались результаты природоведческого эксперимента. Во время проведения опытов постоянно возникала необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Аналогичные взаимоотношения возникали между экспериментом и трудом. Очень тесно связано оно с развитием речи, математикой, с изобразительной деятельностью, а также чтением художественной литературы. В процессе работы у ребят вырабатывалось умение четко выразить свою мысль, что облегчало проведение опыта.

Наш детский сад «Одуванчик» расположен среди массива жилых домов. Природное окружение скудное. Каждую весну сажали саженцы кустов и цветы, за ними и производилось наблюдение. Ребята приобщаются к природе и с помощью уголка природы в группе и экскурсий, наблюдений за высадкой насаждений и т. д.

Наблюдения в природе, целевые прогулки за территорию детского сада, дают богатую пищу для размышления, пробуждают в детях пытливость и любознательность. Детям давалось больше знаний о растительном и животном мире.

Мы обращали внимание на цветы: одуванчики, колокольчики, на деревья: березу, рябину, елку. Читали про них стихотворения. Дети с интересом слушали, старались запомнить тексты стихов. Мы старались, чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце, каждую травинку, растущую на участке. Не только полюбили, но и бережно к ней относились. При ознакомлении детей с природой мы стремились дать им образец гуманного отношения ко всему живому, объясняли, что все живое украшает нашу землю.

По итогам бесед и экспериментов дети решили оберегать природу, строго следить за тем, чтобы никто не ломал веток, не рвал цветов. И все-таки некоторые дети продолжали рвать цветы, листочки с кустов. Остальные дети сердились на них.

В ходе экскурсии дети наблюдали, как меняется природа в течение года. Различное состояние деревьев и кустов, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяли в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливое представление о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Воспитание детей не станет экологическим, если они в малом возрасте не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке необходимы зерна и вода, березе на участке тоже нужна вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.

Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, если возможно, попробовать на вкус. Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, использовались несложные опыты. Опыт, это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети подводились к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.).

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно было, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Дети были активными участниками обсуждения. Важно было не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице. Содержание опытов становилось основой для составления различных логических и творческих заданий.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Мы проводили вечера вопросов и ответов, создала специальный стенд, где помещаются ежедневная информация о деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т. д.

ВЫВОД: Возросший интерес к экспериментальной деятельности на 27 % к подготовительной группе говорит об эффективности созданной методики работы по детскому экспериментированию.

Детям старшего дошкольного возраста в условиях созданной системы методической работы с взаимосвязанными видами детской деятельности свойственно проявление познавательной активности и любознательности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность,почувствовать себя учёным,исследователем,первооткрывателем.

Целью данного исследования являлось выявление особенностей проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной деятельности.

По результатам проведенного обследования мы выявили, что дети проявляют интерес к экспериментированию, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Проектирование развивающей среды для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Проектирование развивающей среды для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста[/ Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной деятельности дошкольника путем экспериментирования
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 20:18
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной деятельности дошкольника путем экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Азарова (УИ 172865) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД