Лиана Гордиенко
Развитие познавательных интересов дошкольников посредством проведения экскурсий
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что все дети очень любопытны. Все им хочется знать: почему бегут облака, и почему течет река, где живут слоны, как плавают собаки, а что это за дом, а что там за лесом… Нет конца детским вопросам, все им интересно. Вот только удовлетворить все свои интересы, в силу своего возраста, дети еще не могут. Как говорится, потребности детей не совпадают с их возможностями. И тут на помощь малышам приходят неравнодушные взрослые. День-деньской приходится родителям и воспитателям, бабушкам и дедушкам отвечать на бесконечные детские вопросы. А что делать? Ведь все мы очень любим наших маленьких любознательных «почемучек» и хотим, чтобы они выросли умными, развитыми, культурными и воспитанными людьми. Вот и рассказываем им, почему трава зеленая, а небо голубое, почему днем светло, а ночью темно, куда прячется солнце ночью, и куда пропадают звезды днем, почему птицы летают, а улитки ползают… Рассказываем, объясняем, снова рассказываем, и опять объясняем. Ведь наш ответ на один детский вопрос порождает у малышей еще десять новых вопросов.
Публикация «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством проведения экскурсий» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Но часто бывает, что лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Увидеть и узнать что-то новое помогают экскурсии. Все дети любят экскурсии. Даже взрослым полезно сменить обстановку, увидеть что-то своими глазами, пообщаться с новыми людьми. А тут дети! И если для педагогов экскурсия – это средство ознакомления детей с окружающим миром, то для детей экскурсия – это праздник, развлечение. Впрочем, одно другому не мешает. Экскурсия является действенным способом развития познавательных интересов детей, средством вхождения детей в социум. Каждая экскурсия состоит из трех этапов.
Первый этап – подготовительный. На этом этапе педагог должен составить план построения экскурсии, определить содержание, тему и сроки проведения экскурсии, изучить место, куда планируется совершить экскурсию с детьми, ознакомится с объектами, подготовить информацию для детей, составить список вопросов, продумать методы и приемы проведения экскурсии.
Второй этап – непосредственно ход экскурсии, организация познавательной и практической деятельности детей. Основной метод, используемый на экскурсии – это наблюдение. Наблюдение проводится в определенной последовательности: сначала детей знакомят с объектом в целом, то есть происходит целостное восприятие объекта, а затем раскрываются детали. В процессе экскурсии дети задают вопросы, отвечают на вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх, собирают природный материал. В конце экскурсии подводятся итоги, выясняется, что видели, что узнали нового, интересного.
Третий этап – заключительный. На этом этапе вся после экскурсионная работа направлена на обобщение, систематизацию, углубление знаний и представлений, полученных детьми на экскурсии. На этом этапе дети отображают свои впечатления об экскурсии в играх, в рисунках.
Предлагаю вашему вниманию конспект экскурсии дошкольников в хозяйственный магазин
Тема экскурсии. Хозяйственный магазин.
Цель. Уточнить и расширить знания детей о хозяйственном магазине.
Задачи.
Образовательная:
1. Знакомить детей с общественными зданиями села, их назначением.
2. Расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей нашего села.
Развивающая :
1. Развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
Воспитательная:
1. Воспитывать уважение к труду продавцов.
2. Воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.
3. Воспитывать у детей интерес и любовь к своему селу.
Ход экскурсии.
Перед экскурсией вспомнить правила дорожного движения, правила перехода улиц и дорог, правила поведения в общественных местах.
- Вокруг детского сада расположены разные дома. Во многих из них живут люди. Но есть и другие дома, в которых люди не живут, но эти здания нам всем очень нужны. Такие здания называются общественными. Там люди работают, отдыхают, занимаются спортом, лечатся, учатся.
- Какие общественные здания находятся рядом с нашим детским садом?
- Какие другие общественные здания вы знаете?
- Вы уже знакомы с некоторыми магазинами нашего села. Давайте вспомним, какие магазины находятся рядом с нашим детским садом?
- Как называется магазин, куда вы с родителями ходите чаще всего?
- Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в хозяйственный магазин «Мастер». Как вы думаете, почему этот магазин называется хозяйственным? - Что продается в этом магазине?
- Кто-нибудь из вас уже был в этом магазине?
- С кем?
- Что вы там покупали?
По дороге в магазин обратить внимание детей на названия улиц, номера домов, на здания и предметы окружения (что справа, слева, впереди, сзади). Напомнить о необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения. При подходе к магазину обратить внимание детей на внешний вид здания, особенности его строения, вывеску, на близлежащую территорию.
- Куда мы пришли?
- Как вы узнали, что это магазин?
- Какой это магазин?
- Как он называется?
- Как вы узнали название магазина?
- Можно ли по вывеске определить, что продается в этом магазине?
- Давайте вспомним правила поведения в магазине. (Поздороваться, разговаривать тихо, вежливо; ходить спокойно, не толкаясь, соблюдать порядок; товар смотреть, не трогая руками.)
- В магазине работает продавец. – А кто такой продавец?
- Что делает продавец? Продавец - это человек, который предлагает нам товар, показывает его, меняет товар на деньги.
- Кто-нибудь из вас хочет быть продавцом?
- Как вы думаете, легко ли работать продавцом?
- Почему?
- Есть специальные учебные заведения, где учат работать продавцами, ведь хороший продавец должен знать очень много. Он должен хорошо разбираться в товаре, который продает, чтобы рассказать и объяснить, посоветовать покупателю, что лучше купить. Продавец должен хорошо считать, чтобы правильно давать сдачу.
Дети заходят в магазин, здороваются с продавцом. Продавец рассказывает детям о магазине и показывает товар, попутно выясняя, знают ли дети, зачем нужна в хозяйстве та или иная вещь, которая продается в магазине. Дети наблюдают, как продавец обслуживает покупателей. Затем дети сами пробуют себя в роли покупателей и продавца.
Дети благодарят продавца, прощаются и уходят.
По дороге в детский сад дети вспоминают, что они видели в магазине, делятся впечатлениями.
- Какие здания встретились сегодня на нашем пути?
- Какие бывают дома?
- Из какого материала они изготовлены?
- Дома бывают разные: зеленые и красные, высокие и низкие, далекие и близкие, панельные, кирпичные, вроде бы обычные. Дошкольные, лечебные,
торговые, учебные, театры и жилые. Красивые такие! Полезные, прекрасные. -Дома бывают разные!
В детском саду дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин», в которой закрепляют полученные знания и впечатления. Вечером родителям рекомендуется побеседовать с детьми об экскурсии, разделить детские впечатления, высказать свое мнение.