Получи документы

Развитие познавательных способностей, через исследовательскую деятельность

Иванова Светлана
Развитие познавательных способностей, через исследовательскую деятельность

В рамках городской недели открытых дверей на тему:

«Познавательное развитие дошкольника:

экспериментирование, моделирование, конструирование»

Мастер класс: «Развитие познавательных способностей детей»

Автор: старший воспитатель

Светлана Владимировна Иванова

Задачи:

1. Систематизировать представления педагогов о значении экспериментальной деятельности в развитии ребенка

Публикация «Развитие познавательных способностей, через исследовательскую деятельность» размещена в разделах

2. Познакомить педагогов с некоторыми играми экспериментами, направленными на развитие познавательных способностей детей

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему».

(Слайд 1)

Для ребенка дошкольного возраста каждый новый день дарит ему новые интересные открытия окружающего его мира. Он активный исследователь, в процессе экспериментальной деятельности ребенок получает возможность найти ответы на вопрос «почему?» и удовлетворить свою любознательность.

Известные ученные Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н. в своих исследованиях отмечали, что именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное умственное развитие ребенка, формируются познавательные способности, включающие в себя такие психические процессы как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Поэтому так важно в этот возрастной период заниматься развитием познавательных способностей у детей. Одним из средств эффективного познавательного развития дошкольника является экспериментальная деятельность. (Слайд 2)

Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка за счет развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению (Слайд 3)

В процессе экспериментирования ребенок:

• приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;

• обогащает память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

• развивает речь, так как формулирует выводы исходя из увиденного;

• происходит обогащение умственных умений (приемов и операций); (Слайд 4)

Технология детского экспериментирования в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта. (Слайд 5)

Задачи:

• Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.

• Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

• Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности

• Развивать у детей умение действовать в соответствии с алгоритмом.

(Слайд 6)

Алгоритм реализации технологии детского экспериментирования

1. Этапы реализации

2. Деятельность педагога, деятельность детей

3. Ожидаемый результат

(Слайд 7)

Этапы реализации

1 ЭТАП Постановка проблемы (задачи).

2 ЭТАП Поиск путей решения проблемы

3 ЭТАП Проведение опытов

4 ЭТАП Обсуждение результатов и формулировка выводов

(Слайд 8)

Ожидаемые результаты

В начале проведения опытов были выделены ожидаемые результаты:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок

Пополнить научно – методологическую базу по данному методу исследования

Развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

(Слайд 9)

Выводы:

Экспериментальная деятельность дает детям:

возможность тесного общения

сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.

свободу действий и ответственность

проявления самостоятельности, самоорганизации

(Слайд 10)

Сегодня уважаемые коллеги я хочу пригласить в свою научную лабораторию, в которой проведем исследование.

(Педагоги рассаживаются за столы, на которых находится оборудование для игр экспериментов)

Материал: различные камни, четыре коробочки; палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, таблицы; бумага фломастеры; чернила, активированный уголь

«Коллекция камней»

Ведущий: У меня рассыпалась коллекция камней, помогите мне распределить камни в коробки по следующим признакам. В первой – будут лежать – гладкие и округлые; во второй – маленькие шероховатые; в третьей – большие и не круглые; в четвертой красноватые. Чем похожи эти камни? Какие камни на ощупь? Какая у них форма, размер, цвет? (ответы педагогов)

Выберите понравившийся камень и расскажите о нем, в этом вам поможет модель обследования предмета (1 название предмета; 2 –цвет; 3- форма; 4 – гладкий или шероховатый; 5 – мягкий или твердый; 6- большой или маленький; 7 – применение) (педагоги описывают предмет)

Сейчас разложите камни по коробкам, посчитайте, сколько их лежит в каждой коробке (педагоги выполняют задание)

Ведущий: Уважаемые коллеги, ответьте на вопрос, что развивает у детей этот опыт?

(Этот опыт развивает умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и размеру, показывает возможность использования камней в игровых целях, использованием модели обследования предмета)

(Слайд 11)

«Разноцветные шарики»

Ведущий: Уважаемые коллеги, необходимо раскрасить шары в зеленый, оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый цвет. Посмотрите на столы и скажите, есть ли такие цвета красок? (нет) Вам необходимо создать новые цвета из имеющихся: желтой, красной, синей, белой. (Слайд 12)

Для этого вам понадобится палитра, на которой вы будете смешивать краски и искать нужный. (Воспитатели смешивают цвета красок, если получается нужный цвет, полученной краской раскрашивают шарик, эксперимент выполняется до получения всех необходимых цветов)

Уважаемые коллеги, необходимо в специальных таблицах зафиксировать эксперимент, при смешивании каких цветов получается зеленый, оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый цвет. (Педагоги выполняют задание и объясняют его)

(Слайд 13,

Давайте проверим, при смешивании каких цветов получается зеленый, оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый цвет.

Ведущий вручает каждому участнику буклет (Слайд 14)

С помощью мнемотехнике легко запоминаются свойства предметов.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным, облегчающих процесс запоминания информации.

(Слайд 15)

Структура мнемотехники

МНЕМОКВАДРАТ

МНЕМОДОРОЖКА

МНЕМОТАБЛИЦА

(Слайд 16)

Уважаемые коллеги, предлагаю вам вспомнить свойства воздуха.

(Воспитатели вспоминают свойства воздуха)

А теперь самостоятельно составьте таблицу о признаках воздуха.

(листы бумаги, разделенные на несколько частей, фломастеры) воспитатели рассказывают о своих таблицах.

(Слайд 17)

Давайте посмотрим, что нам предложили дети

(Слайд 18)

Сейчас мы проведем эксперимент без наглядного материала, повторим свойства воздуха. (Ответы воспитателей)

Ведущий: Уважаемые коллеги, обратите внимание на доску (на доске изображен ребус). Расшифровав ребус, вы узнаете, с каким веществом я проведу опыт.

(Педагоги выполняют задание)

(Слайд 19)

Ведущий: Правильно. Это вода. Сейчас я предлагаю самостоятельно с помощью мнемотаблицы провести вам занимательный эксперимент.

(На столе бутылка с водой, чернила, активированный уголь)

Ведущий: Я капаю в бутылку с водой чернила. Раствор стал бледно-голубым. Туда же положу таблетку растолченного активированного угля. Закрою горлышко крышкой и взболтаю смесь.

Ведущий: Что произошло? (ответы педагогов)

Ведущий: Вода посветлела на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Ведущий: Уважаемые коллеги, Вы увидели эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, удобно использовать экспериментальной деятельности, используя приёмы мнемотехники.

(Слайд 20)

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Творческих Вам успехов!

(Слайд 21)

Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса и позволить спросить вас:

- что нового вы сегодня узнали на нашей встрече?

- какие выводы вы для себя сделали?

- есть ли у вас дополнительные вопросы по теме? (вопросы участников)

Ведущий вручает каждому участнику буклет

Публикации по теме:

Кружковая работа «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Содержание Пояснительная записка … 3 Цель …. ….4 Задачи.

Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» Развитие познавательных интересов детей, через познавательно – исследовательскую деятельность Прежде чем давать знания, надо научить думать,.

План по самообразованию Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Воспитателя старшей группы Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях.

Развитие познавательных, психологических процессов ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность Познавательное развитие Цель: «Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создать.

Презентация на тему «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше.

Развитие коммуникативных способностей ребенка через театрализованную деятельность Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр - это мир звуков, образов,.

Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие.

Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области.

Экологическое воспитание через исследовательскую деятельность Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей, через исследовательскую деятельность
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 08:18
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД