Лучший педагог года

Консультация «Развитие предпосылок инженерного-математического мышления у дошкольников»

тамара васильева
Консультация «Развитие предпосылок инженерного-математического мышления у дошкольников»

«Развитие предпосылок инженерного - математического мышления у дошкольников»

Цель профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период в соответствии с выбранной темой (направлением, проблемой) :

Публикация «Консультация „Развитие предпосылок инженерного-математического мышления у дошкольников“» размещена в разделах

создание условий для развития у детей познавательных интересов, инженерного мышления, технического творчества через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности.

Задачи профессиональной деятельности (или профессионального проекта, обеспечивающие достижения цели:

1. Создавать оптимально-насыщенную, многофункциональную, трансформирующуюся среду с учётом интересов и потребностей детей.

2. Разработать интересные, универсальные пособия.

3. Развивать у детей интерес к математике через дидактические игры, созданные на основе моделирования и конструирования.

4. Формировать у детей общеучебные умения и навыки (обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).

5. Учить аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6. Осуществлять работу совместно с родителями по развитию инженерно-математического мышления детей.

1. Вклад аттестуемого в повышение качества проектирования образовательного процесса.

1.1Особенности актуальности темы (направления) профессиональной деятельности (или проблемы профессионального проекта) :

Дошкольное образование является одним из уровней общего образования. В ФГОС ДО прописаны целевые ориентиры Программы, которые выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования. На этапе завершения первого дошкольного уровня общего образования у детей дошкольного возраста формируются предпосылки к учебной деятельности (п. 4.7 ФГОС ДО). Чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума – тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

С раннего детства ребенок находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Инженерное мышление необходимо ребенку уже с малых лет, сооружая, играя с наглядными моделями, дети легче понимают отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить на основе словесных объяснений.

Способность к использованию в мышлении модельных образов, становится основой понимания различных отношений предметов, позволяет усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства. Новосибирск является крупным промышленным центром, востребованными профессиями через 10 -20 лет, безусловно будут инженеры-конструкторы, которые будут проектировать новое оборудование и изобретать более современную технику. Современный мир требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам современного человека, а также к его творческим способностям.

По мнению многих родителей нередко занятия с детьми должны сводиться к обучению их счету, чтению, письму. А между тем научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Я считаю, что математика является мощным фактором развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества дошкольников : внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Является «открытием» закономерных связей и отношений окружающего мира.

В своей профессиональной деятельности поставленные задачи решаю в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Организую дидактические игры с игрушками, картинками, мячами, кубиками, разными видами конструктора, использую картон, бумагу.

Особенности образовательной организации:

Школа осуществляет образовательную деятельность в соответствии с уровнями общего образования:

дошкольный уровень образования (нормативный срок освоения 5 лет);

• уровень начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года);

• уровень основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет);

• уровень среднего общего образование (нормативный срок освоения 2 года).

Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: обеспечение социально-коммуникативного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.

В МБОУ СОШ № 15 функционирует 17 дошкольных групп общеобразовательной направленности. Используется вариативная форма дошкольного образования – группа кратковременного пребывания детей для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Численный контингент воспитанников на 01.09. 2018 составляет 445 человек.

Основные участники реализации Основной образовательной программы уровня дошкольного образования МБОУ СОШ № 15: дети раннего и дошкольного возраста, родители (законные представители, педагоги.

Состояние здания и всех помещений – удовлетворительное. Созданы комфортные и безопасные условия пребывания детей и сотрудников, соответствующие современным требованиям. Условия группового помещения соответствуют нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.

Большое количество групп одной возрастной категории даёт возможность воспитателям разрабатывать и проводить совместные мероприятия по возрастным параллелям.

Совместная деятельность с коллективом педагогов МБОУ СОШ № 15 позволяет реализовать одну из главных задач ФГОС ДО (п. 1.6.3) : преемственность программ дошкольного и начального общего образования.

1.2. Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности в межаттестационный период:

Информационная система уровня дошкольного образования МБОУ СОШ № 15 включает:

• базовую программную платформу, представленную операционной системой Microsoft Windows XP;

• выход в Интернет на уровне дошкольного образования МБОУ СОШ № 15 осуществляется через Модем; Wi-Fi;

Развивающая предметно-пространственная среда способствует полноценному физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей.

В группе создан математический уголок, который включает в себя:

Различный счетный материал: матрешки, камешки, стеклярус и т. д.

Раздаточный материал: полоски разной длины, ширины, высоты и цвета цифры от 1-10, Плоский – наборы геометрический фигур, знаки, линейки.

• магнитная доска, касса цифр, наборы карточек.

• Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры:

«Логические блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Лабиринты», объемные геометрические фигуры, звери.

Дидактические игры с наглядным материалом: «Найди по схеме», «Каких фигур не достает», «Найди лишнее», «Построй дорожку», «Автотрасса», «Угол», «Сосчитай-ка», «Сравни домики», «Найди соседей числа» и т. д.

Дидактические пособия: модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради.

• Настольно-печатные и развивающие игры : «Мозаика», «Количество и счет», различные виды «Лото» (числа, геометрические фигуры, времена года и т. д., «Части целого».

• Материалы для индивидуального развития : карточки, кубик-рубик, логические змейки, счеты, пазлы, лото, домино, шашки, «Рисуй по клеточкам», «Соедини по точкам». Приложение 1

Уголок конструирования включает в себя :

• Крупный напольный конструктор.

• Набор кубиков, пластин, кирпичиков, цилиндров для сооружения построек на столах в контейнерах, ящиках.

Конструктор типа «Лего».

• Игрушки небольшого размера для обыгрывания построек и организации сюжетной игры (куклы, фигурки животных, транспорт).

• Бумага разной фактуры, плотности, толщины: ватман; картон; писчая; гофрированная.

• Пластиковый конструктор креплениями на гайках и винтах.

• схемы, рисунки и фото построек. Приложение 2

В группе есть возможность использования материала из «математического сундучка», а так же пространство для конструкций из пластиковых труб. Разрабатывается новая Модель организации образовательной системы (система образовательной работы, взаимодействие с родителями, повышение профессиональной компетентности педагогов, направленной на стимулирование и развитие интеллектуальных возможностей и способностей детей 5-7 лет через развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества, посредством изучения названий деталей пластиковых труб и сооружений из них.

Обогащение и насыщение образовательного процесса исследовательской и конструктивной деятельностью, техническим творчеством происходит, как в специально организованной, так и в самостоятельной деятельности детей, на праве выбора, индивидуализации процесса, с учётом формирования интересов и предпочтений детей и родителей.

1.3. Участие аттестуемого в разработке программно– методического сопровождения образовательного процесса:

• Являюсь соавтором Рабочей программы старшей группы «Березка» на 2018-2019 учебный год. Программа разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и Основной образовательной программы дошкольного образования уровня дошкольного образования МБОУ СОШ № 15, разработанной на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Приложение 3

• Разработала и реализовала тематический проект «Развитие инженерно-математического мышления детей» Приложение 5

• Разработала дидактическое пособие «Математический сундучок». В него вложила разнообразные дидактические игры, картинки, карточки для разных разделов математики, таких как: количество и счет, величина и ее измерение, форм, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени и пластиковые трубы для конструктивно-модельной деятельности и развития творческих и технических способностей дошкольников. Приложение 6

• Разработала перспективный годовой план занятий ДОПИСАТЬ Приложение 7

1.4. Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой (направлением) профессиональной деятельности в межаттестационный период (или проблемой профессионального проекта) :

Для реализации задач ФГОС ДО разрабатываю дидактические игры и пособия, которые наиболее интересны детям дошкольного возраста, а также использую различный дидактический и наглядный материал, способствующий лучшему развитию детей. Приложение 8

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, LEGO.

Накопленный материал в виде карточек, дидактических игр и заданий, раздаточного материала и т. д. решила объединить в одно целое: «Математический сундучок». Чудо- сундучок позволяет быстро, удобно, интересно использовать материал для развития математических способностей у ребенка. Приложение 6

Математические представления лучше осмысливаются детьми, закрепляются через конструирование, так как применяются в продуктивной и игровой деятельности, что отвечает возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО. Для более эффективного формирования элементарных математических представлений у дошкольников, использую кубики, счетные палочки, бумагу, строительный материал, конструкторы.

Не маловажное значение имеет гендерный состав группы детей. В нашей группе 55% мальчиков, да и девочки с интересом играют в строительные игры. Почему бы не использовать это в своей работе. Как нам известно, ребенка привлекает новизна!

Мне пришла такая мысль, а что если я попробую использовать в своей работе пластиковые трубы! Да, именно те трубы, которые используют в сантехнике! И в чемоданчик они легко поместятся!

Такое неординарное решение привело к интересному результату. Как оказалось на практике, из них можно было делать не только простейшие геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, но и строить для мишки и мышки домики, для принцесс большие и маленькие башни, но и собирать более сложные постройки по схемам.

Мы научились сооружать свою «счетную машинку», которая позволяет легко выучить состав числа из двух меньших, а это в дальнейшем пригодится каждому ребёнку в школе и в повседневной жизни. Играя, конструируя из необычного материала, ребенок незаметно для себя учится считать, складывать разное количество предметов, определять общее количество. Приложение 9

А вот разделить можно ли? Да!

Используя конструирование на практике, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, размер, строение и пр., у него развиваются познавательные и практические действия: разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель, понимает взаимосвязь строения и функции предмета. Такая деятельность позволяет дошкольнику выстраивать логические цепочки, связи, делать выводы и умозаключения. Что очень важно для математического развития и умственного развития детей в целом. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.

Все это, безусловно, увлекает ребенка, является эффективным средством формирования математических, познавательных представлений у детей дошкольного возраста. Создание условий, в которых ребёнок становится самостоятельным субъектом поисковой деятельности.

В детском саду дети получают широкий простор и большие возможности для игры, детского конструирования и экспериментирования. А это - три кита, на которых держится современное дошкольное образование.

Цель наших занятий с новым пособием – удовлетворить естественное детское любопытство и любознательность, потребность в игре и новых впечатлениях, желание сделать что-то своими руками и стремление познавать окружающий мир, свойства предметов, их «поведение» в воде и воздухе, в статике и динамике, способность взаимодействовать друг с другом.

В процессе обучения исследовательскому поведению и экспериментированию выявляется уровень развития познавательной деятельности детей не только по отдельным аспектам (восприятие, мышление, память, воображение, но и в комплексе.

Занятия способствуют формированию общей готовности старших дошкольников к школьному обучению. Дополнительно осуществляется экологическое воспитание: уже использованный материал или предмет не выбрасывается, а превращается в полезную вещь, при этом не требуется больших затрат.

Мы стремимся к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. Пошли дальше того, что им было предложено педагогом. Следует отметить, что планируемый результат достигается быстро, и это удобно, ведь время занятий для дошкольников ограничено (20-30 минут в зависимости от возраста).

В работе с детьми использую следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с ребёнком;

- совместные мероприятия с семьями воспитанников;

- непосредственно образовательная деятельность;

- индивидуальная работа с ребёнком;

- развлечения, досуги;

- проектная деятельность;

- проведение мероприятий с детьми (комплексные, тематические);

- организация виртуальных экскурсий «какие трубы используют в современных домах», «пластмасс на службе у человека»;

- рассматривание изображения конструкций из пластиковых труб, водопроводов;

- демонстрация опытов и экспериментов с использованием конструкции «трубопровод» родителям и детям младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет, учащимся 1-х классов;

- чтение художественной литературы;

- беседы и др.

Так как одной из главных целей моей работы с детьми является: создание условий для развития у детей познавательных интересов, инженерного мышления, технического творчества через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности. Я провела анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний у родителей по развитию инженерно-математического мышления детей.

Проведённое анкетирование показало, что:

86% родителей считают, что конструирование только для игры;

76% считают, что конструирование способствует развитию способностей к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;

22% родителей считают, что конструирование развивает мышление, память, внимание.

Только 2% родителей уверены, что конструирование способствует развитию инженерно-математического мышления.

86% считают конструирование в дошкольном возрасте необходимо, но как игра;

Лишь 2% родителей считают, что в детском саду созданы условия для развития инженерно-математического мышления у детей;

4% детей проявляет интерес к конструированию дома, а родители просто достают коробку с лего

для 2% родителей наглядная информация по развитию у детей инженерно-математического мышления интересна и полезна

98% считают, что информация отсутствует;

98% хотят больше узнать о инженерно-математическом мышлении у детей дошкольного возраста. Приложение 11

Как оказалось, во многих семьях родители практически не знают, что же такое инженерно-математическое мышление детей дошкольного возраста и как его развивать. Поэтому работе с родителями я придаю большее значение, стараюсь учитывать их интересы и пожелания, что способствует установлению доверительных отношений.

Главное, на что нужно обратить внимание - вовлечь родителей в совместную воспитательно-образовательную деятельность, разнообразить формы работы с ними.

Специально для родителей разработала и подобрала цикл консультаций, которые помогают родителям узнать о формах и методах развития у детей познавательных интересов, инженерного мышления, технического творчества через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности. («Инженерное мышление у дошкольников», «Профессия будущего: инженер, конструктор, модельер». «Дидактические игры своими руками», «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков» и др.).

В родительском уголке размещаю информацию для повышения педагогической компетенции родителей: «Формирование логического мышления у дошкольников», «Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста», «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством игр», ««Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием пластиковых труб», и др.

Провожу родительские собрания в нетрадиционных формах: педагогическая мастерская, мастер-класс, круглый стол, где родители учатся организовывать конструирование дома, изготавливать дидактические игры, пособия из подручного материала. Также я привлекаю родителей воспитанников к участию в проектной деятельности в детском саду. Приложение 12

Активно сотрудничаю с воспитателями – привлекаю их к совместному творчеству. Совместно с детьми демонстрируем опыты и эксперименты с использованием конструкции «трубопровод» родителям, педагогам и детям младшего дошкольного возраста. Приложение 13

1.5. Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период:

В своей профессиональной деятельности использую следующие технологии:

Технологии предметно – развивающей среды. игровые центры:

театрализованной деятельности, физической культуры, изодеятельности, центр экспериментальной деятельности в группе соответствуют возрасту воспитанников и расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для формирования элементарных математических представлений. Здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, бодрящая гимнастика, технологии обучения здоровому образу жизни: беседы по теме «Здоровье», участие в проекте «Питание и здоровье»).

Информационно-коммуникативные технологии –компьютер ( накопленный материал в виде: презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи).

-компьютер

-мультимедийный проектор

-принтер

-телевизор

-магнитофон

-видеокамера

Они помогают мне в решении поставленных задач. В своей педагогической деятельности я использую разные формы ИКТ:

- Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей, детей, педагогов.

- Размещение информации на сайте организации и maam.ru

- Взаимодействие с родителями по электронной почте через WhatsApp

- Использование книг, методических пособий, журналов в электронном варианте

ТРИЗ-технологии. Решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме, способствует развитию нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий. Способствует воспитанию интереса к поисковой деятельности, стремлению разрабатывать необычные варианты решения задачи. Развивает речь, память, творческое воображение.

Проектную деятельность. («Развитие инженерно-математического мышления детей»)

Портфолио дошкольника и воспитателя (копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка) и портфолио воспитателя.

Экспериментально-исследовательскую деятельность (постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование, опыты, наблюдения, эксперименты, подражание голосам и звукам природы).

Игровые технологии (дидактические игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, настольные игры, подвижные игры, «Математический сундучок»).

Опорные схемы один из видов наглядного моделирования.

Конструктивно-модельная деятельность из бумаги, строительного материала, деталей конструкторов, а в нашем случае пластиковых труб.

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» Доклад. Из опыта работы. Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников. [/b][/b] Что такое связная речь? Связная речь – смысловое.

Фотоматериал к опыту работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования»Фотоматериал к опыту работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида города Унеча Брянской области Фотоматериал.

Консультация для педагогов «Развитие мышления у дошкольников с нарушениями слуха» В процессе умственного развития человека тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное.

Консультация для родителей «Формирование интеллекта дошкольников через развитие логического мышления» Формирование интеллекта дошкольников через развитие логического мышления. «Методы эти позволяют вам обрести мысли, способность находить.

Консультация для родителей разновозрастной группы по развитию предпосылок логического мышления у дошкольников Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить,.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у дошкольников» Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего.

Мастер-класс «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида г. Унеча Брянская область Сценарий мастер-класса.

«Развитие элементов инженерного мышления у старших дошкольников средствами конструктивно-модельной деятельности». Опыт работы Материалы для участия в региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» 2019 годаОпыт работы на тему:.

Проект «Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом» Проект «Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом». Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Проект «Развитие инженерно-математического мышления детей» Краткая аннотация проекта В настоящее время многие педагоги и психологи отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие предпосылок инженерного-математического мышления у дошкольников»
Опубликовано: 28 апреля 2019 в 17:26
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД