МААМ-картинки

Развитие представлений о числе в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста (технология)

Наталья Бойко
Развитие представлений о числе в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста (технология)
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие представлений о числе в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста.

Технология разработана воспитателем высшей квалификационной категории Бойко Н. А.

Технология включает 3 этапа:

1 этап. Цель: развитие интереса к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

Публикация «Развитие представлений о числе в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста (технология)» размещена в разделах

1. Совершенствование представлений и умений выделять, обследовать свойства и отношения (масса, объём жидких и сыпучих материалов, выделение количества, размера, освоение способов их сравнения (измерения).

2. Развитие умения целеполагания (принятия цели эксперимента).

3. Развитие интереса к экспериментированию.

Данное содержание реализовывается в следующих методах и приёмах:

1. Проблемно-игровых ситуациях, способствующих освоению свойств, способов измерения посредством промежуточных мер и понимание способов измерения величин.

Ситуации проводятся в подгрупповой форме. Для создания мотивации в ходе участия в занятиях используется игровой персонаж Вопросик.

Ситуация 1. Путешествие в страну Эксперименталию.

Цель: Развивать у старших дошкольников интерес к экспериментированию.

Задачи:

1. Обобщить опыт детей измерения условными мерами, правилами использования условной мерки.

2. Вызвать у детей интерес и желание заниматься измерительной деятельностью.

Ситуация 1. Путешествие в страну Эксперименталию.

Ход занятия:

Воспитатель: Есть на свете волшебная страна Эксперименталия. Не каждый человек может её найти. Чтобы попасть в Эксперименталию надо быть немного волшебником. Хотите побывать в этой стране и познакомиться с её жителями?

В этой стране живёт мальчик. Зовут его Вопросик.

-Как вы думаете почему его так зовут?

Да, он очень любит задавать вопросы и сам пытается найти ответ. (Появляется кукла).

Воспитатель: Вопросик, ты поможешь нам попасть в страну Эксперименталию?

Вопросик: Помогу, но хочу, чтобы и вы мне помогли. Я хочу узнать свой рост, но не знаю как это сделать. А вы можете?

Дети: Да. Можно сходить в медицинский кабинет, измерить линейкой.

Воспитатель: Да можно, но до кабинета далеко идти, а линейки у нас нет. Что же делать? Чем (при помощи чего) можно измерить рост Вопросика?

Воспитатель оценивает ответы детей и предлагает использовать для измерения «Условную меру». Меркой может быть палочка, верёвочка, полоска бумаги.

Я нарезала полоски бумаги, соответствующие росту Вопросика. Давайте измерим их при помощи мерки.

Воспитатель показывает вторую полоску бумаги, меньшую по длине в 3 раза, но равную по ширине.

Воспитатель: Вот этой полоской мы будем измерять рост Вопросика. Как она называется? (мерка)

1. Кто расскажет нам как правильно пользоваться меркой?

Ребёнок рассказывает правила измерения и показывает, как надо измерять.

Дети измеряют рост Вопросика.

Воспитатель: Измерение закончено. Каков же результат? Сколько раз мерка уложилась в полоске, которую мы измеряли? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы вспомнили правила измерения. А теперь давайте попробуем их нарисовать, чтобы все-все знали эти правила (совместно придумывают и зарисовывают правила).

Вопросик: Что-то я проголодался, но не беда у меня собой всегда есть вкусненькое. Вот печенье и морс в пакете. Помогите, пожалуйста, мне разделить печенье и компот на всех.

Воспитатель: Ребята, как можно разделить печенье и компот поровну на всех.

Дети предлагают посчитать печенье.

-Как ещё можно разделить печенье? (взвесить)

Воспитатель предлагает вспомнить правила измерения веса. Предлагает одному из детей рассказать и показать как он будет взвешивать печенье. Остальные дети оценивают ответ, исправляют ошибки.

-А как разделить поровну компот? (рассматриваются все варианты)

Дети предлагают измерить его меркой (чашка).

Воспитатель предлагает детям вспомнить как надо пользоваться меркой при измерении жидкости, просит рассказать.

Дети выполняют измерение.

Вопросик: Спасибо, ребята. Вы молодцы, не растерялись, смогли измерить мой рост и разделить поровну печенье и конфеты. За вашу смекалку я покажу вам страну Эксперименталию.

Открывается ширма и детям на обозрение представлен макет страны Эксперименталии с различными материалами и оборудованием.

Дети рассматривают макет делятся впечатлениями.

Вопросик предлагает детям взять различные материалы, приборы и поработать с ними. Далее следует обсуждение того, что удалось сделать.

Ситуация 2.

Цель: Развивать умение измерять длину предмета с помощью условной мерки и сравнивать их по длине.

Вопросик показывает детям карту, где изображены герои сказки Красная шапочка и Волк, дом бабушки Красной шапочки и дорожки ведущие к дому.

Вопросик: Я хотел помочь Красной шапочке прибежать к бабушке раньше волка, но не знаю по какой дороге лучше идти.

А вы, ребята, как думаете? Какую дорогу выбрать Красной шапочке, чтобы первой придти к бабушке и спасти её от волка?

Совместно обсудив ситуацию, дети решают, что дорожки нужно измерить.

- Как измерить прямую дорожку?

- При помощи чего можно измерить волнообразную дорожку? (при помощи тесёмки, нитки).

- Как измерить зигзагообразную дорожку? (посчитать отрезки).

Дети выбирают разные способы проверки, выбирают мерку, договариваются о порядке работы. Окончив измерение, определяют, при измерении какой дорожки мерка уложилась меньшее число раз. Следовательно, та дорожка короче.

Дети советуют передать Красной шапочке, что идти надо по синей дорожке, она короче, в ней уложилось 4 мерки, а в зелёной и коричневой по - 5 мерок, в красной - 6 мерок.

Ситуация 3.

Цель: знакомство с действием отмеривания сыпучего продукта.

Материал: чашечки – мерки, крупа, кастрюльки.

Вопросик и его друзья Стасик и Вика спорят кто из них сварит самую вкусную кашу. Вопросик купил 3 пакета крупы и высыпал в 3 кастрюльки по 1 пакету. Перед детьми выставляют три одинаковые кастрюльки с крупой.

«Посмотрите, у меня крупы больше, чем у Стасика» - говорит Вика. «Нет, у меня больше» - возразил Вопросик. Герои опять заспорили.

-Ребята, давайте поможем нашем героям.

-Как узнать количество крупы в кастрюльках? (измерить меркой).

Трое детей выполняют измерение. Остальные следят за их действиями.

У Ксюши получилось 3 чашки, у Валеры 4 чашки, а у Полины 2 чашки.

-Как такое могло получиться?

Дети отмечают, что Валера насыпал неполные чашки, а Полина насыпала чашки с горкой и просыпала много крупы на стол. Ксюша насыпала крупу аккуратно, целую чашку.

Педагог выставляет перед каждой непрозрачной кастрюлькой прозрачную наполненную чашечку.

-Одинаковое ли количество каши у них получится? Почему?

В результате обсуждения педагог подводит детей к правилам отмеривания: наполнять мерку надо «по край». Дети упражняются в отмеривании крупы.

Ситуация 4.

Цель: обучение умению сравнивать количество мер при отмеривании в отношении «на… больше».

Материал: два одинаковых прозрачных сосуда, чашечка мерка, крупа (на каждого ребёнка).

Вопросик: Ребята, я хотел сварить манную кашу, но не знаю сколько крупы надо взять. Мне сказали, что надо взять крупы на 2 чашки больше, чем здесь (показывает прозрачный сосуд на 1/4 заполненный пшеном).

-Как узнать сколько мне надо манной крупы, чтобы каша не получилась очень густой или жидкой.

-Что нужно сделать?

Дети обсуждают ситуацию. Педагог разбирает все варианты предложенные детьми и подводит детей к выводу, что проще всего насыпать во вторую ёмкость «столько же», ориентируясь «по уровню» крупы (так как сосуды прозрачные, это возможно, а потом добавить туда ещё 2 чашки (наполняя их «по край», или при помощи мерки измерить количество пшенной крупы в сосуде, взять такое же количество манной крупы и добавить ещё 2 чашки.

Дети упражняются в отмеривании крупы.

Вопросик благодарит ребят, обещает завтра угостить их кашей.

Ситуация 5.

Цель: подготовка к пониманию обратной зависимости между ёмкостью меры и количеством мер.

Материал: две одинаковые мисочки с сухим горохом, чашечка и стакан.

Вопросик принёс ребятам мисочку с горохом.

-Я хотел узнать сколько гороха в этой мисочке (для супа). Я не знаю как это сделать. Вы мне поможете?

Обсуждаются разные предположения детей. Педагог начинает считать горошины, чтобы дети убедились, что это длительный и очень трудоёмкий процесс. Дети предлагают использовать весы. Педагог говорит, что у нас нет весов. Дети вспоминают о мерке. Педагог предлагает использовать стакан и кукольную чашечку.

-Кто хочет измерить крупу стаканом? Кто хочет чашечкой?

Двум детям выдаются мисочка с одинаковым количеством крупы.

Дети, наблюдая за процессом измерения, отмечают: У Димы 1 стакан, у Полины – 3 чашечки.

-У кого было крупы в мисочке больше? У Мити или у Полины?

Для проверки ответа крупу высыпают из стакана в миску, а в стакан ссыпают ту крупу, что измерялась чашечкой – её ровно стакан.

Делается вывод о том, что крупы в обеих мисках было одинаково.

-Почему же у Мити один стакан, а у Полины целых три чашечки, если крупы одинаково?

Детей подводят к мысли о том, что чашки маленькие, поэтому их надо больше.

Вопросик благодарит детей за помощь.

Ситуация 6.

Цель: формирование представления о необходимости применения измерения для оценки количественной характеристики объёма (обучение детей измерению объёма воды с помощью мерки).

Материал: бутылка (1/2 литра) и пол-литровая банка, различные мерки, вода.

Вопросик и его друг Сёма купили в магазине сок. У Вопросика апельсиновый сок в бутылке, а у Сёмы яблочный сок в банке. Решили они поменяться соком, но Вопросик сказал, что в его бутылке сока больше, чем в банке Сёмы. Сёма стал с ним спорить.

-Ребята, а вы как думаете, где сока больше? Как это проверить?

В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что надо использовать какую-то мерку.

Педагог предлагает детям столовую ложку, чашку и стакан.

Анализ этих предметов приводит к выводу, что удобнее использовать чашку или стакан.

Необходимо напомнить предыдущую ситуацию, когда у Мити получился 1 стакан, а у Полины - 3 чашечки крупы, хотя исходное количество было одинаковое.

-Почему так получилось? (мерки были разные.)

-Если я дам Максиму стакан, а Ксюше – чашечку, смогут они сравнить количество сока (воды) в бутылке и в банке?

Ситуация обсуждается. Далее ребёнок меряет стаканом содержимое бутылки, другой – чашечкой содержимое пол-литровой банки. В результате получается: 2 стакана (по 250 мл) и 5 чашечек (по 100 мл)

-Значит, в банке воды больше?

Но визуальное сравнение результатов (воду из бутылки и пол-литровой банки сливают в банки) показывает, что воды поровну.

Педагог подводит детей к выводу: чтобы сравнивать количество воды в двух сосудах, надо брать одну и ту же мерку.

Дети говорят Вопросику, что он может поменяться соком с Сёмой, потому что в (пол-литровой) банке и в (пол-литровой) бутылке сока одинаково.

Вопросик благодарит детей.

Ситуация 7. «Мои друзья»

Цель: Обобщить опыт работы со средством измерения массы и способом сравнения масс с помощью весов.

Материал: чашечные весы, небольшие куклы для взвешивания.

Вопросик привёл своих друзей Дюймовочку, Мальчика с пальчик и Крошечку-Хаврошечку.

- Это мои друзья, они такие маленькие и лёгкие, даже 1 грамма не весят.

Но друзья стали спорить, говорить, что такого не может быть. Мальчик с пальчик говорит, что он тяжелее Дюймовочки, а Крошечка-Хаврошечка говорит, что она тяжелее Мальчика с пальчик.

Вопросик просит детей помочь разрешить спор.

Дети предлагают воспользоваться весами:

На одну чашу весов поставили Дюймовочку, на другую – Мальчика с пальчик.

- Что произошло с весами? Кто тяжелее? Почему вы так думаете?

Рядом с Дюймовочкой поставили Крошечку-Хаврошечку. Чашечки весов уравновесились. «Говорят, что на чашках весов одинаковые массы» - констатирует педагог.

-У кого массы одинаковые? (У Дюймовочки и Крошечки-Хаврошечки такая же масса, как у Мальчика с пальчик).

Вопросик благодарит детей за помощь в разрешении спора.

Ситуация 8. «День рождения».

Цель: развитие интереса к экспериментированию; обобщение опыта работы со средствами измерения.

У Вопросика день рождения. Он хочет вас угостить конфетами и соком, но не знает как разделить их поровну. Вопросик купил 1 килограмм конфет и 1 литр сока.

-Как разделить конфеты поровну на 10 человек? (10 кучек, по счёту, взвесить по 100 граммов).

Дети действуют самостоятельно, обсуждают, оценивают действия, результат, делают выводы.

Педагог оценивает выбор интересного, точного способа.

-А теперь разлейте сок. Разделите его на 10 частей. Вот вам посуда.

Предложены стаканчики по 25-30 граммов, 100 граммов, 150 граммов.

Дети самостоятельно рассуждают какие стаканчики выбрать, чтобы хватило всем поровну.

Вопросик благодарит за помощь и угощает ребят.

2. Чтение художественной литературы для мотивации экспериментальной деятельности.

Г. Остер «38 попугаев», Н. Носов «Мишкина каша», Л. Н. Толстой «Хотела галка пить», Ф. Н. Блехер «Обида Пети».

Методические рекомендации: предлагается обсуждение с детьми проблемных ситуаций указанных в произведении; вопросы к детям: Как действовали герои? Для чего они это делали? Почему так получилось? Поясните. Что ещё можно было сделать?

3. Совместная деятельность с целью развития интереса к экспериментированию, стремления обследовать материалы организовать:

- привлечь детей к оформлению центра экспериментирования (рассмотреть предложения по переоборудованию, расположению материалов);

- совместное с детьми составление правил «Юных экспериментаторов». Чтение правил в стихах и их обсуждение, зарисовывание правил в виде моделей ;

- совместное с детьми создание журнала «Юный экспериментатор». Обсуждение и оформление титульного листа журнала, фотография авторов журнала, зарисовки интересных опытов;

- оснащение группы познавательной литературой (детские энциклопедии, журналы). Дети приносят книги, журналы из дома, совместно с педагогом рассматривают и обсуждают содержание;

- составление схем, пиктограмм по проведённым опытам (опираясь на которые можно проводить аналогичные опыты самостоятельно);

- организовать элементы сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Семья», «Ателье»- (взвешивание, измерение сыпучих, жидких материалов, ткани);

- дополнить центр экспериментирования различными материалами и оборудованием. Педагог совместно с детьми на прогулке собирает материалы: камешки, семена, веточки. Дети приносят мелкое оборудование для оснащения уголка экспериментирования.

- совместное обсуждение «для чего это нужно» в лаборатории «Юных экспериментаторов». Дети обсуждают материалы и оборудование в уголке, как и для чего можно его использовать;

- создание копилки «Это интересно». Дети в течение дня находят интересные факты, проблемы, сообщают о них, обсуждают и наиболее интересные факты и комментарии к ним заносят в копилку.

4. Работа с родителями с целью поддержания интереса к экспериментированию, систематизации процесса организовать:

- конкурс на лучшую коллекцию материалов «Волшебная коробочка»;

- организовать сбор «ненужных» в домашнем хозяйстве вещей для оснащения уголка экспериментирования инструментами и пособиями (песочные часы, лупы, микроскопы, колбы).

2 этап. Развитие компонентов экспериментирования у старших дошкольников.

Программное содержание:

1. Совершенствование всех компонентов экспериментирования (принятие цели, анализ условий, выдвижение гипотез, осуществление обследования, формулирование выводов).

2. Развитие умения размышлять, высказывать суждения.

3. Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приёмах:

1) - последовательность проблемных ситуаций, способствующих становлению компонентов экспериментирования (постановка цели, выбор средств и определение очерёдности и последовательности их применения – планирование; прогнозирование возможных эффектов действия; контроль выполнения действий, оценка результатов и их коррекция).

Для развития обследовательских действий используется задание на освоение простых функциональных зависимостей. Экспериментирование организуется в виде разбора проблемных ситуаций с детьми по определённой схеме:

- постановка проблемы;

- вопрос к детям;

- обсуждение

- обобщение, формулирование выводов.

Серия опытов.

Цель: развитие компонентов экспериментирования, интереса у старших дошкольников к самостоятельному решению познавательных задач.

Опыт 1. «Вода принимает форму сосуда».

Вопросик приносит в группу бутылочки разных причудливых форм, ставит их перед детьми и спрашивает: «Что будет, если перелить воду в сосуды разной формы?» «Будет ли вода иметь форму если перелить её в сосуды разной формы?»

-Как вы думаете одинаковое ли количество воды в этих сосудах? Как это узнать?

В ходе обсуждения воспитатель помогает детям найти более оптимальный способ проверки, а затем учит выделять последовательность действий и отражать их в речи (что делали, что получилось, почему). Педагог просит зарисовать опыт в журнал «Юный экспериментатор».

Далее педагог способствует совершенсвованию умений обобщать и формулировать выводы. С этой целью педагог предлагает ребёнку пояснять Вопросику зависимости и отношения.

Опыт 2. «Испарение воды».

Вопросик приносит в группу бутылку с водой, сообщает детям, что это самая чистая и полезная вода, если из неё приготовить чай, то он получится ароматным и очень вкусным. Просит детей помочь приготовить чай.

Дети обсуждают как это лучше сделать. Педагог выслушав ответы, отмечает, что дети правы, воду надо вскипятить.

Педагог задаёт вопрос детям:

-Что будет, если воду вскипятить? (предположения детей). Давайте проверим.

Педагог предлагает детям налить воду в кружечку (столько надо для чая Вопросику, наполнив её по край, а затем перелить воду в кастрюльку.

Далее педагог при помощи спиртовки, детской алюминиевой посуды (кастрюлька) кипятит воду. Дети наблюдают появление пара и процесс кипения. После частичного охлаждения воду переливают из кастрюльки в кружку.

Вопросик в недоумении: «Куда делась моя вода!». Педагог просит детей высказать своё мнение по этому поводу.

Затем повторно ставит воду на спиртовку, подносит стеклянную пластину к струе пара и показывает капельки воды на стекле.

«Вода превращается в пар, испаряется, поэтому её стало в чашке меньше»- приходят к совместному с воспитателем выводу дети.

Педагог просит зарисовать опыт.

Опыт 3. «Вода – растворитель».

Вопросик создает проблемную ситуацию. Он хотел положить в чай сахарный песок. Но песок всё время пропадал из его чашки при размешивании и он решил высыпать полную чашку песка в такую же полную чашку чая.

-Что будет, если в полную чашку чая высыпать полную чашку сахарного песка?

Педагог обсуждает ответы детей. Затем дети планируют действия. Педагог просит 2 детей провести опыт (один ребёнок насыпает в кружку по край песок, другой ребёнок наливает в другую чашку по край воду. Чашку с водой ставят в тарелку. Затем один ребёнок высыпает песок в чашку с водой.) Дети наблюдают и приходят к выводу, что песок вытолкнул воду. Педагог предлагает измерить количество вытекшей воды. Для этого воду из тарелки выливают в пустую чашку и отмечают, что она на полная, а всего половина чашки воды. Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, что произошло?»

Обсуждаются все предположения. Приходят к выводу, что одно вещество может выталкивать другое, сахар может впитывать воду и растворяться в ней. Педагог просит зарисовать опыт и записать (зарисовать) вывод.

Опыт 4. «Волшебные превращения».

Материал: весы, свеча, разновесы.

Вопросик приносит в группу свечу и рассказывает детям, что когда отключают свет можно зажечь свечу и будет светло. Затем огорчённо добавляет: «Мне сказали, что будет гореть всего 1 час, а потом надо новую». Почему мне так сказали. Куда может пропасть моя свечка.

-Вы не знаете?

Педагог выслушивает предположения детей, обсуждает и предлагает понаблюдать за «превращением» свечи.

Педагог рассказывает, что свеча сделана из парафина, что парафин может быть жидким, описывает условия, при которых он становится жидким. Затем помещает свечу на одну из чаш весов и уравновешивает её с помощью гирек. Акцентирует на этом внимание детей. Зажигает свечу, в течение 15 минут наблюдают за горением. Отмечают, что свеча превращается в жидкость и хотя жидкость остаётся в чаше, она поднимается вверх, становится легче. Педагог спрашивает детей: «Что происходит?», «Как вы думаете почему это происходит?»

С помощью педагога доказывают, что часть свечи превратилась в газообразное вещество (запах, копоть над пламенем, можно подержать над пламенем металлическую пластину, она закоптится). Объясняют Вопросику, что через час от свечи останется только небольшая лужица парафина, свеча исчезнет (сгорит). Опыт зарисовывается в журнал, оформляется вывод.

Затем формируется умение выдвигать гипотезы. С этой целью используются опыты, проблемные ситуации у которых возможно несколько решений.

Опыт 5. «Варим кашу».

Вопросик хочет сварить кашу по рецепту : на 1 часть крупы, 3 части воды, 1 щепотку соли и 2 щепотки сахарного песка.

Вопросик: Мне сказали, что каша по этому рецепту должна получиться наивкуснейшая, рассыпчатая. Но я не понимаю, что такое 1 часть на 3 части, щепотка, что такое щепотка?

-Ребята помогите мне, пожалуйста, разобраться.

Педагог уточняет вопрос, напоминает, что надо действовать по порядку.

Сначала дети обсуждают, что такое 1 часть на 3 части. После выдвижения гипотез, какую меру выбрать, как отметить на ней части, дети экспериментируют с сыпучим материалом (крупой). Измерения проводят при помощи единой мерки, отмечают уровни на стакане маркером (1/2, 1/4, 3/4).

Педагог следит за работой детей, напоминает о том, что меру наполняют по край.

Далее педагог предлагает детям внимательно посмотреть на отметки на стакане, посчитать сколько отметок получилось. Спрашивает детей: «Кто догадался, что значит 1 часть крупы на 3 части воды.

Обсуждаются все предложенные варианты.

Крупу и воду мы подготовили. Теперь нам надо узнать сколько соли и сахара положить в кашу.

- Одна щепотка, это сколько? Одинаково ли количество соли в щепотке Сёмы (ребёнка) и Натальи Алексеевны (взрослого? Как это проверить? Что получится если Сёма положит в кашу щепотку соли? Каков будет результат если в кашу положу щепотку соли я?

После обсуждения гипотез, дети проводят измерение количества соли в щепотке взрослого и своей с помощью мерной ложки. Затем аналогично работают с песком.

Вопросик просит ещё раз напомнить, что значит 1 часть на 3 части, благодарит детей за помощь, обещает завтра угостить ребят кашей.

Педагог просит детей составить схему проведения опыта (этапы) и зафиксировать результат, вывод.

Опыт проводится на разных материалах неоднократно. Детям объясняют, что мерой – «часть» может выступать любой предмет (в зависимости от того, какое количество необходимо получить на выходе, 1 стакан – 1 часть, 1 кружка – 1 часть.

2. Работа с родителями с целью поддержания интереса к экспериментированию, развития компонентов экспериментирования, наблюдательности организовать:

- конкурс на лучший опыт «Прятки».

Методические рекомендации: предлагается родителям вместе с детьми в выходные дни отмечать необычные факты, обсуждать их с ребёнком. Проявлять заинтересованность к деятельности ребёнка, беседовать о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата, расспросить о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг.

3. Совместная деятельность с целью поддержания интереса к экспериментированию и развития умения размышлять, высказывать суждения:

- выпуск книги «Оглянись, и ты увидишь» по опытам, предложенным родителями на конкурс. Родители с детьми в выходные дни отмечают, что-то необычное, обсуждают ситуацию с ребёнком, выдвигают гипотезы, делают выводы, зарисовывают ход эксперимента и выводы. Воспитатель предлагает ребёнку воспроизвести этот эксперимент в группе, дети обсуждают его. Педагог составляет книгу из предложенных зарисовок.

3 этап. Развитие обобщённых представлений о числе у старших дошкольников в процессе экспериментирования.

Программное содержание:

1. Развитие интереса к участию в обсуждении ситуаций способствующих развитию представлений о числе в процессе экспериментирования.

2. Активизация самостоятельной постановки целей в ходе экспериментирования.

3. Установление взаимосвязи компонентов экспериментирования от цели до выводов.

4. Освоение зависимостей и принципа сохранения (неизменность количества от формы организации материала и действий с ним (обобщение представлений о количестве).

Используемые методы и приёмы:

1. Организация экспериментирования с различными материалами.

1) Проблемная ситуация «Замешиваем глину».

Цель: активизация самостоятельной постановки цели в ходе экспериментирования и использование представлений о числе, количестве, объеме в её решении.

Вопросик был на выставке скульптур и захотел стать скульптором. Но он не знает из чего делают скульптуры. Вопросик просит помощи у детей.

Педагог предлагает детям пакет сухой глины и инструкцию.

Дети обсуждают процесс замешивания глины. Выдвигают гипотезы, строят предположения (если пользоваться разными мерками и добавить много воды, получиться жидкая глина, если мало воды, то останется порошок – лепить невозможно.) Приходят к тому, что воду и глину необходимо отмерять единой меркой, наполнять по край. Педагог одобряет рассуждения детей, интересуется, если глины для лепки понадобится в два раза меньше, сколько надо взять сухой глины, воды? (Дети отмеряю1/2 стакана порошка и 1/3 стакана воды)

Обращаясь к правилам «Юных экспериментаторов», готовят рабочее место, материалы, надевают фартуки.

Процесс сопровождают комментариями.

По окончании работы приводят рабочее место в порядок.

Вопросику предлагают для лепки глиняную массу. Вопросик спрашивает: «Как же вам удалось из этого порошка сделать такую липкую штуку?» Ребёнок поставлен в субъектную позицию, объясняет способ измерения материалов (воды, порошка, процесс замешивания и полученный результат, делает вывод.

Педагог предлагает зарисовать опыт в журнал и записать вывод (в виде схемы или рисунка).

2.Проблемные ситуации, в которых необходимо использовать различные способы измерения для подтверждения выдвигаемых предположений, основанных на представлениях о числе, количестве.

Цель: выявить понимание неизменности количества, величины от формы организации материала и действий с ними детьми старшего дошкольного возраста.

1. С пластичным материалом «Шарик».

Вопросик приносит два одинаковых по размеру и весу шарика из пластилина. Предлагает рассмотреть их, потрогать. Затем сплющивает один шарик и, хитро улыбаясь, спрашивает: «Одинаково ли количество пластилина?»

Дети выдвигают предположения.

-Как это проверить?

Дети выполняют различные действия с пластилином (лепёшку возвращают в исходную форму, взвешивают лепёшку и шарик, сплющивают второй шарик).

Педагог, при необходимости, помогает детям сделать правильные выводы.

Вопросик сообщает, что ему не удалось перехитрить детей, хвалит их.

2. С жидкостью «Кувшины».

А) Вопросик приносит и предлагает рассмотреть сосуды различного размера, формы (1 большой и 5 маленьких). Затем просит перелить жидкость из большого сосуда в маленькие. Спрашивает: «Изменилось ли количество жидкости?»

Дети выдвигают предположения.

- Как это проверить? (переливают жидкость обратно в большой сосуд, используют мерный стакан).

Б) Вопросик приносит в группу сосуды разной формы, наливает в них воду таким образом, что уровень воды одинаков в обоих сосудах. Спрашивает детей:

-Одинаково ли количество воды в сосудах? -Почему вы так думаете? -Как проверить?

Дети выдвигают предположения. Используют мерный стакан для измерения. Делают вывод.

Педагог просит долить воду в сосуд с меньшим количеством воды, таким образом, чтобы воды стало поровну.

-Что произошло? Делают вывод.

В) Вопросик приносит в группу сосуды разной формы и наполняет их равным количеством воды, но уровень воды во всех сосудах оказался разным. Вопросик спрашивает:

- Одинаковое ли количество воды в сосудах? -Почему вы так думаете? -Как проверить?

- Что будет, если добавить воды в кувшины где уровень ниже? - Станет ли воды поровну? -Как это проверить?

- Что будет, если отлить воду из кувшина в котором высокий уровень воды? -Станет ли воды поровну? -Как это проверить?

Дети делают вывод.

3. С линейным материалом «Шашки» (независимость количества от пространствен-ного расположения предметов).

Вопросик играет в шашки. Раскладывает в 2 ряда параллельно по восемь чёрных и белых шашек. Затем ставит белые шашки в столбик. И спрашивает детей:

-Каких шашек больше? -Почему ты так думаешь? -Как проверить?

Дети делают вывод.

3.Проведение вечеров досуга, праздников, викторин.

Викторина «В гости к сказке».

Цель: развитие интереса к участию в обсуждении проблемных ситуаций, способствующих развитию представлений о числе в процессе экспериментирования; установление взаимосвязи компонентов экспериментирования (от цели до выводов).

Материал: Волчок со стрелкой, круг с цветными секторами и заданиями (опыты, материалы для проведения опытов.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Вопросик. Он хочет поиграть с вами в игру «Поле чудес». Вопросик приготовил для вас вопросы-задания, а так же призы для тех, кто сумеет правильно на эти вопросы ответить.

Дети делятся на две команды. Вопросы задают командам по очереди. Если одна команда затрудняется, вопрос переходит к другой. Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов.

Вопросик запускает волчок. Выпадает синий сектор. Зачитывается задание.

Задание 1. В сказке Г. Остера «38 попугаев» Удава измеряли Мартышками и Попугаями. Вопрос: «Можно ли измерить массу Удава в Мартышках или Попугаях?

- Если бы у нас были большущие весы, как вы думаете, в Попугаях или Мартышках Удав был бы «тяжелее»?

Обсуждаются предположения детей. Делаются выводы. Проверку можно провести при помощи маленьких игрушек и весов.

Вопросик делает следующий ход.

Задание 2. В одной русской народной сказке братец Иванушка не послушал свою сестрицу, попил водицы из копытца и превратился в козлёнка.

-Что это за сказка? Почему это произошло? (детей подводят к тому, что вода была грязная, мутная).

Вопросик: «Мне сказали, что Алёнушка сможет превратить козлёнка в мальчика, если даст ему выпить 3/4 стакана чистой-чистой воды.»

- Где взять чистую воду Алёнке?

Дети обсуждают варианты. Приходят к выводу об очистке воды с помощью фильтра. С помощью мерки определяют и маркером отмечают необходимый уровень воды на стакане. Выбирают для фильтра различные материалы (ткань, паралон, салфетки).

Делают вывод (грязной воды надо было взять больше, так, как часть воды впиталась в фильтр).

Вопросик делает следующий ход.

Задание 3. В русской народной сказке «Колобок» бабка испекла колобок. Вопросик предлагает детям испечь свои изделия.

Детям предлагаются два одинаковых комка теста. Одного ребёнка просят скатать колобка, а другого сделать лепёшку. Вопрос:

-Изменилось ли количество теста?

Дети высказывают предположения, проверяют их (при помощи весов). Делаю вывод.

Задание 4. В сказке «Белоснежка и 7 гномов» гномы ходили на работу. Представьте, что они бобыли большую кучу драгоценных камней и решили принести их домой.

- Как разделить камни, чтобы у каждого гнома вес мешков был одинаковый?

Дети делают предположения (по счёту, по кучкам, по весу).

Проверяют на практике и выбирают наиболее подходящий способ. Делают вывод.

Задание 5. В сказке «Два жадных медвежонка» медвежата не смогли поровну разделить головку сыра и их обманула лиса.

Вопросик: «Я приготовил в качестве приза пирог. Его надо разделить на 12 ровных частей.»

-Как разделить пирог на 12 одинаковых частей?

Дети выдвигают предположения. Предложения обсуждаются. Решают разделить пирог поработав с моделью «Дроби».

-Ребята, если взят1/2 пирога, какой кусок получиться? Всем хватит по такому куску?

-А если взять 2/4 части пирога, это какой кусок? Да,1/2 и 2/4 это одинаковые части. Но эти куски ещё надо делить, ведь на всех не хватит.

- Ребята, как отрезать 1/3 часть пирога? Хватит на всех таких кусков?

-Сколько нас? Сколько надо получить кусочков пирога? Как найти такую часть?

Дети выкладывают модель.

Педагог помогает разрезать пирог на 12 частей.

Вопросик благодарит всех детей за хорошие ответы и приглашает попить чай с пирогом.

В ходе обсуждений детям отводится более активная роль (пояснить персонажу, найти ответ). Воспитателю отводится более пассивная роль.

В группе создать специальные условия для самостоятельной деятельности детей по преобразованию материалов.

В процессе повседневной деятельности детей подбирать и предлагать им для решения различные проблемные ситуации и упражнения. Предлагать детям самостоятельно решать проблему, следить за ходом работы, не подменять детскую деятельность своей.

Публикации по теме:

Презентация «Мой первый словарик. Антонимы» Презентация "Мой первый словарик. Антонимы" является частью набора мультимедийных презентаций "Мой первый словарик". Презентация разработана.

Презентация «Мой первый словарик. Синонимы» Презентация "Мой первый словарик. Синонимы" является частью набора мультимедиа презентаций "Мой первый словарик". Содержание презентации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие представлений о числе в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста (технология)
Опубликовано: 5 сентября 2013 в 20:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие представлений о числе в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста (технология)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бойко (УИ 102054) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД