МААМ-картинки

Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в условиях внедрения Профессионального стандарта

Галина Сарвилина
Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в условиях внедрения Профессионального стандарта
▼ Скачать + Заказать документы

I. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой - повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Публикация «Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в условиях внедрения Профессионального стандарта» размещена в разделах

Но какие бы реформы, ни происходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге детского сада. Именно педагог - практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.

Профессиональная компетентность современного педагога дошкольной организации представляет собой совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, которые дают ему возможность справляться с определенной программой и различными ситуациями, которые могут появиться в образовательном процессе дошкольной организации. Решая эти ситуации, педагог совершенствует свои общие и специальные способности, содействует практической реализации задач собственного развития.

Каковы же требования к личности современного воспитателя и его компетенции?

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества в педагоге могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Сегодня каждому педагогу необходимо приобретать и развивать компетенции, делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми:

• Гуманная педагогическая позиция;

• Глубокое понимание задач дошкольного образования;

• Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении физического и духовного здоровья воспитанников;

• Внимание к индивидуальности каждого ребенка;

• Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно-развивающую и культурно-информационную образовательную среду;

• Умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями, готовность экспериментировать, внедряя их;

• Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога :

- работа в методических объединениях, проблемно-творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы психолого-педагогической поддержки, как для молодых педагогов, так и для педагогов со стажем, наставничество;

- активное участие в профессиональных конкурсах различных уровней;

- обобщение собственного педагогического опыта на городских мероприятиях и в интернет - пространстве;

- работа педагогов с научно-методической литературой и дидактическими материалами;

- организация практических семинаров, практических занятий, всеобучи;

- открытые просмотры и взаимные посещения занятий.

Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности.

II. В настоящее время практически доработан «Профессиональный стандарт педагога».

Согласно Трудовому кодексу РФ профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности.

Профстандарт направлен на то, чтобы повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования и установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности.

К функциям профстандарта относится :

• преодоление технократического подхода в оценке труда педагога;

• обеспечение координированного роста свободы и ответственности педагога за результаты своего труда;

• избавление педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей;

• мотивирование педагога на постоянное повышение квалификации.

Согласно приказу Минтруда России № 544н профстандарт применяется при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Профессиональные стандарты утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, изменения и дополнения были утверждены 5 августа 2016 г. Вначале профстандарты предполагалось ввести с 1 января 2015г. Следующим приказом введение профстандарта было перенесено на 1 января 2017г.

На сегодняшний день согласно Постановлению Правительства РФ от 27 июня 2016 № 584, переход на новые стандарты продолжится до 1 января 2020 года. Инициатором переноса даты начала применения стандарта выступило Минобрнауки России по ходатайству Общероссийского профсоюза образования (Г. И. Меркулова, письмо от 4 мая 2016 года №226).

Приказом Минтруда России от 5 августа 2016 года №422н требования профессионального стандарта к образованию и обучению были приведены в фактическое соответствие с требованиями к квалификации раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года №761н.

III. Рассмотрим структуру и содержание профессионального стандарта «Педагог».

Структуру профессионального стандарта педагога определяют две обобщенные составляющие:

базовая (три гида педагогической деятельности - обучение, воспитание, развитие);

дополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учетом особенностей работы педагога).

Рассмотрим эти пункты:

1. Раздел «Общие сведения». Он включает:

• Наименование вида профессиональной деятельности

• Основную цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)

Группу занятий: персонал дошкольного воспитания и образования.

Отнесение к видам экономической деятельности:

- услуги в области дошкольного и начального общего образования;

- услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования.

2. Следующий раздел профстандарта – «Описание трудовых функций».

Профстандарт определяет две обобщенные трудовые функции, которые соответствуют уровню дошкольного образования – 5-му и 6-му уровням квалификации.

Более высокий, шестой уровень квалификации включает в себя владение тремя трудовыми функциями: «Общепедагогическая функция. Обучение», «Развивающая деятельность», «Воспитательная деятельность».

Трудовые действия, необходимые знания и умения, входящие в трудовые функции 6-го уровня квалификации, представлены без разделения на уровни образования. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей) и 6 уровень (для учителей).

Пятый уровень квалификации представлен трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщенную трудовую функцию, а цифра - трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

ЕДИНИЦА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА - Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Т. е., Профессиональный стандарт описывает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, обеспечивающую достижение поставленных в рамках образовательного процесса целей (задач, и не описывает ТРЕБОВАНИЯ к педагогу, его ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ. Таким образом, ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ отдельного работника «набираются» из трудовых функций и трудовых действий,

описанных в профессиональных стандартах. Коллектив образовательной организации должен выполнять «полный набор» трудовых функций образовательного процесса.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению. Теперь для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательной организации должны соответствовать требованиям профстандарта.

Современное образование нуждается в педагогах, обладающих компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, что поможет вывести образование на более высокий уровень.

В структуре профессиональной компетентности выделяют профессионально-содержательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный компоненты.

Профессионально-содержательный или базовый компонент предполагает наличие у педагога теоретических знаний, что обеспечивает осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной деятельности. Понятно, что педагог должен знать педагогику, психологию и методику дошкольного образования воспитанников, поэтому здесь немаловажное значение имеет наличие профильного образования педагогов.

Профессионально-деятельностный или практический компонент включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболее эффективные.

Профессионально-личностный компонент включает профессионально-личностные качества, определяющие позицию и направленность педагога как личности, индивида и субъекта деятельности.

Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют мотивацию личности (направленность личности, свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, креативность - как творческий потенциал). Именно этот компонент определяет индивидуальный профессиональный стиль педагога в практической деятельности, определяет его отношение к детям и профессии в целом.

Следующий документ, неразрывно связанный с профстандартом – это, конечно же, ФГОС.

IV. Каковы же квалификационные требования к воспитателю ДОО по ФГОС ДО?

Итак, ФГОС ДО - перечень требований к условиям для образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.

В этом стандарте сформулированы и требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В пункте 3.2.5. выделены условия, в соответствии с которыми педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

- Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

- развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развития умения детей работать в группе;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и белее опытными сверстниками, но не активизирующийся в его индивидуальной деятельности (далее- зона ближайшего развития каждого ребенка, через:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

В профессиональном стандарте «Педагог» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н) включен перечень профессиональных и личностных требований к педагогу. И это связано с областью применения профессионального стандарта, который должен будет учитываться руководителем образовательной организации при :

- формировании кадровой политики

- в управлении персоналом,

- организации обучения и аттестации работников,

- заключении трудовых договоров,

- разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

На основании содержания вышеуказанных документов и на основании исследований можно условно выделить следующие группы профессиональных компетенций воспитателей в соответствии с ФГОС ДО и профстандартом :

1. Общепрофессиональная компетентность;

2. Компетентность в педагогической оценке развития ребёнка;

3. Компетентность в организации и проектировании образовательного процесса;

4. Компетентность в управлении взаимоотношениями с родителями;

5. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников;

6. Компетентность в разработке образовательных программ;

7. Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса;

8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования;

9. ИКТ-компетентность.

V. Модернизация российского образования, связанная с введением профессионального и образовательного стандартов, определила новые требования к уровню квалификации педагогического работника дошкольной образовательной организации.

В этих условиях особенно актуальным становится ориентация педагога на саморазвитие и самосовершенствование, самостоятельность и творчество.

Одной из технологий, открывающих широкие возможности для мониторинга деятельности, а также самообразования воспитателя в период подготовки к аттестации, является ТЕХНОЛОГИЯ ДОРОЖНОГО КАРТИРОВАНИЯ.

Дорожная карта в образовательном учреждении может составляться по разным направлениям: в нашем случае, применительно к введению профстандарта – это дорожная карта в период введения в действие Профстандарта (создается рабочая группа по составлению внутреннего документа, определяются этапы введения, сроки, определяются формы отчетности).

Дорожная карта профессионального развития воспитателя – это документ, отражающий многоуровневую систему профессионального роста педагога в рамках определенной временной шкалы (межаттестационного периода, содержащий структурированный набор целевых индикаторов, формируемых на основе количественных показателей, достижение которых ведет к реализации поставленных целей.

Педагогам необходимо ответить на ключевые вопросы:

Куда мы хотим добраться?

Где мы находимся в настоящее время?

Как и когда мы можем туда добраться?

В основе дорожной карты профессионального роста воспитателя лежат требования порядка аттестации педагогических работников.

Перед Вашими глазами, уважаемые коллеги, пример дорожной карты методической работы с педагогами (приложение 1, профессионального роста воспитателя (приложение 2).

Для того, чтобы оценить актуальный уровень профессиональной компетентности воспитателей и планировать работу с ними, нам необходима методика оценки. Предлагается следующая методическая разработка: «Лист оценки профессиональной деятельности воспитателя ДОО» (приложение 2). С ее помощью вы определите, насколько соответствуют профессиональные компетенции воспитателей требованиям ФГОС ДО и профстандарта «Педагог».

Как мы уже отметили ранее, основные нормативные документы, которые предъявляют требования к компетенциям воспитателей, в настоящий момент – профстандарт «Педагог» и ФГОС ДО. Если сопоставить эти документы, то можно выделить семь общих критериев оценки профессиональной деятельности воспитателей ДОО:

1. Планирование и проектирование образовательного процесса.

2. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка и установление правил взаимодействия между детьми в разных ситуациях.

3. Построение вариативного развивающего образования.

4. Поддержка индивидуальности и инициативы детей.

5. Оценка индивидуального развития детей.

6. Владение ИКТ-компетентностями.

7. Взаимодействие с семьей

Критерии оценки отражают основные составляющие работы воспитателя в условиях стандартизации образования. В качестве показателей – перечисленные в профстандарте трудовые действия и необходимые умения, которые относятся к разным трудовым функциям, но соответствуют требованиям к должности «Воспитатель».

Деятельность воспитателя оценивает методическая служба ДОО и он сам.

Оценка методической службы – коллективная. Состав оценивающих в каждом детском саду определяется исходя из кадровых условий. Это могут быть заместитель заведующего по ВМР/ старший воспитатель, педагог-психолог, педагоги-наставники.

Оценка методической службы базируется на результатах тематического и оперативного контроля, наблюдения педагогической деятельности, анализа результативности работы воспитателя с родителями, взаимодействия со специалистами ДОО.

Рекомендуемая периодичность оценки – 1 раз в год, предпочтительно в конце учебного года. Таким образом, мы сможем проанализировать актуальную ситуацию и спланировать (или скорректировать) свою дальнейшую работу с конкретным воспитателем и педагогическим коллективом в целом.

Как обрабатывать результаты оценки.

Деятельность воспитателя оценивается по 5-балльной системе (от 0 до 5). Кроме того, предусмотрена такая оценка, как НП – показатель неприменим в силу специфики выполняемых трудовых действий.

При обработке результатов оценки необходимо вывести средний балл отдельно по каждому из семи критериев. Чтобы получить общий балл, нужно сложить средние значения по каждому критерию.

Результат оценки можно представить в виде диаграммы. Диаграмма наглядно демонстрирует дефицитарные компетенции воспитателя по критериям: «Оценка индивидуального развития детей», «Взаимодействие с семьей», «Владение ИКТ-компетентностями». Подобную диаграмму можно сделать индивидуальную для каждого воспитателя и (или) обобщить данные по всему детскому саду, по параллели возрастных групп.

Таким образом, повышение качества дошкольного образования находится в тесной зависимости от профессионализма педагогического коллектива. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ.

Список литературы

1. Воспитатель дошкольного образования. № 4/2015г.

2. Управление дошкольным образовательным учреждением. № 8/2016; №9/2017

3. Старший воспитатель. № 10,12/2017

4. Корешкова М. Н., Рыжевская М. А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

5. Нормативно-правовые документы в период внедрения «Профессионального стандарта педагога» :

Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н). С изменениями и дополнениями от: 5 августа 2016 г.

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности"

• Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов Минтруда и соцзащиты РФ ПРИКАЗ от 12 апреля 2013 г. №148н

• Минтруда и соцзащиты РФ ПРИКАЗ от 5 августа 2016 г. № 422н О внесении изменений в профессиональный стандарт "Педагог"

6. Трудовой кодекс РФ, 2015г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях Я, Анкудинова Юлия Сергеевна, осуществляю свою педагогическую деятельность в МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое».

Модель развития педагога по повышению уровня компетентности в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования Модель развития педагога по повышению уровня компетентности в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования Одним их важнейших направлений.

Обобщение опыта работы «Поликультурное образование в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вам обобщение опыта работы по теме : «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ в условиях введения.

Опыт работы педагога-психолога ДОУ в рамках реализации профессионального стандарта Слайд 1 Уважаемые коллеги! Я Лаухина Вера Александровна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 17» г. Новомосковска хотела бы поделиться.

Проект Управление развитием кадрового потенциала в условиях внедрения профессионального стандарта Вопрос профессионального развития работников образования является одним из ключевых. Профессиональный стандарт педагога предназначен для.

Статья «ИКТ — компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога» Статья «ИКТ – компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога» Стратегия информатизации системы.

Полифункциональность как составляющая профессионального стандарта педагога в современных условиях Полифункциональность- как составляющая профессионального стандарта педагога в современных условиях Полифункциональность (от греч. polu -много.

Структура профессионального стандарта педагога Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании).

Выступление на педсовете «Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования» " Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования». Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в условиях внедрения Профессионального стандарта
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 14:54
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в условиях внедрения Профессионального стандарта» (включая файлы) размещена пользователем Галина Сарвилина (УИ 1083267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД