МААМ-картинки

Развитие речевого аппарата дошкольника

Комарь Анастасия
Развитие речевого аппарата дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Человек обладает уникальным речевым аппаратом, который устроен очень тонко и надежно. Он подобен музыкальному инструменту, который способен передавать в звучании тончайшие оттенки наших чувств или настроения. Чем лучше человек знает и ощущает свой "инструмент", тем богаче его речь.

Речевой аппарат - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Это сложнейшая структура с центром в головном мозге.

Публикация «Развитие речевого аппарата дошкольника» размещена в разделах

У каждого музыкального инструмента есть специальное приспособление, которое необходимо для того, чтобы он звучал. Как правило, это полое тело, полость, которая служит для усиления звука. Называется она резонатор. Роль резонаторов в речевом аппарате выполняют носовая и ротовая полости.

Звук окончательно формируется в ротовой полости. Объем ротовой полости может изменяться в зависимости от движения челюсти, языка и губ. В процессе говорения челюсти могут двигаться вверх и вниз, вперед и назад. Губы могут округляться, растягиваться в улыбку или вытягиваться в трубочку и т. д. Без участия языка никогда не получится членораздельный звук. Язык и губы - самые активные органы речи. Зубы, твердое и мягкое небо, альвеолы относятся к более пассивным органам речи, они служат точкой "приложения" для более активных органов - языка и губ.

Детям дошкольного возраста, у которых в это время активно идет становление речи, часто трудно дается произношение некоторых звуков. А если имеются нарушения в произношении звуков родного языка, то это сказывается и при изучении иностранного языка.

Почему детям трудно даются некоторые звуки?

Во-первых, у них еще недостаточно развит фонематических слух, поэтому они часто не узнают звуки в речи взрослого и воспроизводят их в искаженном виде.

Во-вторых, артикуляционный аппарат ребенка еще не очень устойчив, и ему не так - то просто справиться с преградами на пути струи воздуха, когда он выговаривает согласные звуки.

Чтобы образовался нужный звук, губы и язык должны принять определенное положение (артикуляционную позу, а именно это подчас не удается детям, особенно при произнесении свистящих, шипящих и сонорных звуков.

При образовании различных звуков каждый орган речи занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться только тогда, когда органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижными, а работа их координированной.

Точное и четкое произношение возможно лишь при безупречной работе всех органов речевого аппарата. Поэтому особое значение в работе над развитием речевого аппарата дошкольника имеет артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - специальные упражнения для подготовки органов артикуляции к произношению, способствующие развитию речевого аппарата.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет улучшить подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек, научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу, уменьшить напряженность артикуляционных органов.

В процессе обучения дошкольников ведущее место занимает игра. Так, знание частей тела и лица можно закрепить в играх.

Например, игра "Сказочка - указочка" (педагог читает стихотворение и вместе с детьми показывает части лица и артикуляционные органы) :

Не устала ты пока,

Покажи, моя рука:

Это - правая щека,

Это - левая щека. Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там - к прогулкам не привык -

Робко прячется язык.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа.

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба! А вокруг - то - целый ряд -

Зубки нижние стоят:

Боковые слева, справа,

Впереди - зубов оправа.

Есть у губ одна черта -

В них улыбка заперта:

Вправо - правый угол рта,

Влево - левый угол рта. Небо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошел вперед.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края -

Все про ротик знаю я.

Наиболее активную роль в процессе речи играют три связанных между собой компонента: дыхание, голос, дикция.

Следует обратить внимание на тот факт, что чем конкретнее ребенок представляет себе технологию звукоизвлечения, тем более стабильных он достигает результатов. Мы призываем к воображению ребят, добиваясь от них полного сосредоточения на звуке, предлагая умозрительно передвигать его в своем теле и пространстве и, наконец, осознанно овладеть им. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы дети научились слушать себя и своих товарищей. Для этого нужно каждый раз обращать их внимание на верный звук, а также на ошибки в звучании и стараться помочь определить причины этих ошибок.

Для этого также используются специальные упражнения, которые начинаются с правильного вдоха в живот. Например,

Упражнение "Бамбук" :

Ноги на ширине плеч. Расслабленный корпус брошен вниз, дыхание свободное. Очень медленно выстраиваем позвоночник, начиная с копчика, представляя, что каждый позвонок - это звено молодого бамбука. В каждое звено мы умозрительно посылаем звук. Удобнее всего это делать на тихом стоне - прерывисто произнося звук "м". Но в тот момент, когда берется дыхание, не должно возникать жестких точек. Когда позвоночник выстроен, бамбук острой стрелой пронзает небо.

Упражнение "Корни"

После полузевка представляем, что наши ноги превращаются в корни деревьев и уходят глубоко в землю, с ними же в землю уходит звук "а".

Упражнение "Фонарь"

Представим себе, что в нашей груди находится столп света, который мы со звуком "я" на выдохе выпускаем наружу, освещая все пространство вокруг.

Дикция - произношение, степень отчетливости произношения слов в речи или пении. Дикция может быть хорошей или плохой. Хорошая дикция, то есть ясность и чистота произношения, зависит от правильной и активной артикуляции звуков.

Тренировке дикции способствует разучивание и повторение рифмовок.

На занятиях с младшими дошкольниками целесообразно использовать рифмовки, в которых отсутствуют звуки, обычно искажаемые детьми. Если у ребенка имеются недостатки речи, то заучивать с ним стихи с неправильно произносимыми звуками нельзя. В противном случае дефекты речи могут стойко закрепляться. Для работы с рифмовками выполняются следующие условия:

- Каждую рифмовку нужно повторить трижды. Говорить четко, громко, не торопясь. Постепенно можно увеличивать скорость проговаривания рифмовки.

- Произносить рифмовку так, как будто спрашиваешь у взрослого. Чтобы получились рифмовки - вопросы, выделить голосом некоторые слова.

- Произносить рифмовку сначала обычно, а затем так, как будто сообщаете радостную весть. Чтобы получились рифмовки - восклицания, нужно выделять голосом каждое слово.

- Произносит рифмовки так, как будто их говорит робот. Чтобы получились "механические" рифмовки, все слова произнести ровным, резким, одинаковым голосом.

Особое место в развитии речевого аппарата дошкольника отводится фонетической ритмике -- системе специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Фонетическая ритмика - особый метод работы над произношением.

Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых - разновременность созревания и развития психических функций. При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения - значительно более "древние" свойства человеческой психики нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников.

Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, работа в направлении от движения к речи, что успешно реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента - эмоциональный, двигательный и речевой, является очень продуктивной.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Регулярное проведение занятий на основе фонетической ритмики показывает, что:

- у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

- улучшается фонематический слух;

- нормализуется речевое дыхание;

- формируется умение изменять силу и высоту голоса;

- улучшается ритмико - интонационная сторона речи;

- уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

- повышается речевая активность.

Публикации по теме:

Конструирование и всестороннее развитие дошкольникаКонструирование и всестороннее развитие дошкольника Одной из серьезных проблем нашего современного общества является зависимость детей от компьютера. Общаясь между собой, ребята живо обсуждают.

Дидактическая игра на развитие дыхательного аппарата для детей младшего дошкольного возраста «Гусенички»Дидактическая игра на развитие дыхательного аппарата для детей младшего дошкольного возраста «Гусенички» АННОТАЦИЯ Дидактическая игра «Гусенички» для развития дыхательного аппарата предназначена для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.

Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы»Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы» Нам всем очень нравится красивая, плавная и мелодичная речь. Одним из важных условий формирования такой речи является правильное речевое.

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУИгры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры»Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры» Консультация для родителей: «Развитие дошкольника через дидактические игры». Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка",.

О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника.О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. Автор: старший методист ГБОУ СОШ № 1159 Ависова Надежда Петровна. В.

Консультация «Развитие артикуляционного аппарата»Консультация «Развитие артикуляционного аппарата» Хочу представить вашему вниманию очередную работу на тему "ЗКР". Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников» «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.» Виктор Мари Гюго В период дошкольного детства, никто иной, как взрослые являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевого аппарата дошкольника
Опубликовано: 18 июля 2022 в 09:38
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевого аппарата дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Комарь Анастасия (УИ 2736470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД