ЕЛЕНА КОНОВАЛОВА
Развитие речевой активности детей с использованием информационно-коммуникационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в дошкольном образовании происходят большие перемены, связанные с внедрением ФГОС ДО. Практика работы дошкольных учреждений показывает необходимость расширения использования информационно-коммуникационных технологий в организации образовательной деятельности. Однако использование компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшнем образовании носит большей частью эпизодический характер. Тем не менее, уже сейчас внедрение новых информационных компьютерных технологий не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в совершенствовании форм и методов организации образовательной деятельности. Использование компьютерных технологий облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Постоянное использование обучающих компьютерных игр, видеосюжетов и демонстрационных презентаций развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме занятия в целом. Основное преимущество компьютера заключается в том, что компьютер ждет, пока ребенок исправит ошибки сам.
Публикация «Развитие речевой активности детей с использованием информационно-коммуникационных технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ведущим направлением нашей работы в группе компенсирующей направленности является развитие речи. Цель нашей работы - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для реализации этой цели мы используем в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяем современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы, обладающие определенным набором преимуществ и развивающими возможностями.
Сегодня хотим поделиться опытом использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми. В группе формируется подбор презентаций, наглядных пособий, мнемотаблиц и интерактивных игр по следующим направлениям работы: звуковая культура речи; развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты; формирование лексико - грамматического строя речи; развитие связной речи.
С детьми ИКТ используем в процессе совместной деятельности во время ООД по познавательному развитию в качестве современного наглядного материала. Работа проводится подгруппами по 6 - 7 человек, длится 25 минут и включает в себя 3 этапа:
I этап – подготовительный – 10 минут.
Подготовка к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, которые помогут ему справиться с поставленной задачей.
Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
II этап – основной – 10 минут.
Включает в себя выполнение задания, предложенного воспитателем и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
III этап – заключительный – 5 минут.
Включает в себя гимнастику для глаз для снятия зрительного напряжения, физкультурные минутки, расслабление под музыку для снятия мышечного и нервного напряжений.
Каждое занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающего индивидуальным возможностям и образовательным потребностям дошкольника.
Суть логопедического воздействия с использованием компьютерных технологий заключается в воспитании и формировании правильных навыков и умений у ребенка с нарушениями речевого развития с помощью специальной системы воздействия. Посредством компьютерных ресурсов решаются поставленные коррекционно-образовательные задачи, отвечающие целям занятия. Например, использование логопедических сказок «Клад и Клава», «Слоновий бал» позволяет ребенку непринужденно сформировать навык плавного, длительного произношения определенного звука, отработать слитное произнесение его в словах, развить звуковое чутье. При выполнении упражнения «Загадки – метаграммы и загадки - логогрифы» решается сразу несколько коррекционных задач: усваиваются грамматические категории языка, развиваются сенсорные эталоны, зрительно-моторная координация, внимание, память и сосредоточенность.
Ни для кого не секрет, что у нынешних детей существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Для этого мы используем в работе с детьми мультимедийные презентации с мнемотаблицами на тему «Времена года». Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико – грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы мы используем для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
Введение элементов символов (формы, величины, действия).
Использование опорных схем на всех видах деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
Введение отрицаний.
Сочетание символов, чтение цепочки символов.
Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующий какое – либо качество. (Задача этого этапа – активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор).
Творческое создание детьми опорных схем с помощью воспитателя.
В процессе работы с детьми с использованием мнемотаблиц у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Накопленный опыт позволяет сделать вывод что, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательную деятельность, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.