Папки-передвижки

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр

Анастасия Левенских
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье рассмотрена проблема развития речи детей 2-4 лет года жизни средствами пальчиковых игр. Уточнены понятия «развитие речи», «пальчиковая гимнастика», «пальчиковые игры», дано краткое описание программы дополнительного образования для детей второй младшей группы.

Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» размещена в разделах

Ключевые слова: речевое развитие, дети младшего дошкольного возраста, мелкая моторика, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.

Актуальность темы исследования связана с тем, что развитая речь – одно из основных условий развития ребенка, важнейший компонент формирования его поведения, эмоционально-волевых процессов и успешной социализации.

Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика – движения пальцев и кисти рук. О. Е. Громова, Г. М. Соломатина, О. И. Крупенчук и другие считают, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитая мелкая моторика способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Сегодня существует социально-образовательный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие», задачами которой являются овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

Решению этих задач в младшем дошкольном возрасте способствуют пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (А. Е. Белая, М. Г. Борисенко, Л. П. Савина, В. А. Солнцева, Ю. В. Терегулова, Т. А. Ткаченко, О. В. Узорова, Е. Б. Шмелева, В. В. Цвынтaрный и др.).

Сегодня существуют противоречия между :

– социальным заказом общества на воспитание дошкольников, хорошо владеющих речью и недостаточной разработанностью эффективных методов, форм и средств, удовлетворяющих решению этой задачи;

– значимостью проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста и недостаточно полным использованием потенциала пальчиковых игр как методического средства для решения этой проблемы.

Эти противоречия определили проблему, заключающуюся в том, что для успешного развития речи детей младшего дошкольного возраста необходимо разработать специальную программу.

Цель программы: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами пальчиковых игр.

Задачи программы:

1. Оптимизировать условия для развития речи детей соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.

2. Обогащать и активизировать словарь детей.

3. Совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и согласные (парные) звуки.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.

6. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять правильно предлоги.

7. Развивать диалогическую и монологическую связную речь.

8. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи детей через пальчиковые игры и упражнения.

Программа дополнительного образования направлена на развитие речи детей второй младшей группы средствами пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр. Ее девиз: Играем пальчиками – развиваем речь.

Пальчиковая гимнастика – это упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В них находит отображение реальность окружающего мира – явления природы, предметы, вещи, животные, люди, их деятельность, отношения между ними. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны для детей 2-4 лет.

Программа дополнительного образования для детей второй младшей группы «Развитие речи посредством пальчиковых игр» составлена с учетом рекомендаций авторов примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и др., образовательного заказа семьи, индивидуальных потребностей детей.

Программа построена на принципах научной обоснованности, системности, культуросообразности, доступности, деятельности, последовательности и постепенности, взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Образовательный процесс дополнительного образования:

– соответствует развитию личности каждого ребенка;

– обеспечивает единство целей и задач;

– сочетает интеграцию образовательных областей и разных видов детской деятельности (игровой, речевой, двигательной, познавательной и т. д.);

– основной является комплексно тематическое планирование совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в режимных моментах.

Подходы, используемые при организации образовательной деятельности: деятельностный и личностный.

Обучающий и развивающий потенциал программы состоит в том, что:

• речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию малыша;

• стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение;

• сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребенка – это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.);

Следовательно, пальчиковые игры – это средство стимуляции и развития речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.

Диагностическая оценка уровня развития речи и мелкой моторики детей 2-4 лет проводится по трем критериям и соответствующим им показателям:

Критерий № 1. Умение пользоваться всеми компонентами устной речи ( показатели: умения свободно общаться со взрослыми и детьми; согласовывать слова в роде, числе и падеже; вести диалог, монолог; использовать в своей речи простые и распространенные предложения).

Критерий № 2. Умение следовать словесным (стихотворным) инструкциям ( показатели: умения выполнять упражнение и игры, следя за показом педагога и самостоятельно).

Критерий № 3. Развитие мелкой моторики рук ( показатели: умения держать ложку, карандаш, кисть; застегивать пуговицы; шнуровать; работать с пазлами, мозаикой, мелкими конструкторами и предметами; лепить; заниматься аппликацией).

Оценивание:

• Высокий уровень (3 балла) – делает самостоятельно.

• Средний уровень (2 балла) – делает с помощью педагога.

• Низкий уровень (1 балл) – не может выполнять.

При успешном освоении программы дополнительного образования:

– каждый ребенок может свободно оперировать активным словарем;

– участвует в беседах, отвечает на разнообразные вопросы;

– использует в своей речи все части речи, простые нераспространенные предложения;

– у каждого ребенка развита мелкая моторика рук.

Методика проведения пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр для детей 2-4 года жизни базируется на следующих положениях:

1. Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать ребенку позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания.

2. Начинать пальчиковую гимнастику надо с разминки пальцев : сгибания и разгибания.

3. Произносить тексты, которые сопровождают упражнения пальчиковой гимнастики или игр, взрослый должен максимально четко, выразительно и достаточно громко, чтобы ребенок их хорошо слышал.

4. Для некоторых пальчиковых упражнений игрового характера можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

5. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Можно пропевать тексты к упражнениям пальчиковой гимнастики на любую подходящую мелодию.

6. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность до 10-15 минут включать игры в другие развивающие занятия.

7. Нужно соблюдать комфортный для каждого ребенка темп выполнения упражнения или игры.

Разработанная нами программа включает пальчиковые упражнения и пальчиковые игры с одной и двумя руками и со звуковым сопровождением, для развития речи детей второй младшей группы.

Развитие речи детей 2-4 года жизни происходит успешно, если используется специальная методика и специально разработанные комплексы пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр; учитываются результаты диагностики уровня развития речи и мелкой моторики детей; непосредственно образовательная и совместная деятельность с использованием пальчиковых игр носят коррекционно-развивающую направленность и проводятся дифференцированно и на основе деятельностного и личностно-ориентированного подхода.

Литература

1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М. : Астрель, 2009. – 143 с.

2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет. – М. : сфера, 2005. – 182 с.

3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПБ. : Литера, 2005. – 220 с.

4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : Родничок, 2013. – 185 с.

5. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. – М. : АСТ, 2011. – 165 с.

6. Терегулова Ю. В. Пальчиковая гимнастика с детьми 3-5 лет. (Книга с видеофильмом). М. : ООО «Рид Групп», 2011. – 143 с.

7. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М. : ЭКСМО, 2010. – 234 с.

8. Узорова О. В. Игры с пальчиками. – М. : Астрель, 2008. – 154 с.

9. Цвынтaрный В. В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь. – СПб. : Речь, 2010. – 32 с.

10. Шмелева Е. Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. М. : Ювента, 2008. – 48 с.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по пальчиковой гимнастике .

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
Опубликовано: 8 декабря 2014 в 21:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Левенских (УИ 145919) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД