Лучший педагог года

Консультация «Развитие речи детей раннего возраста» (1 фото)

Наталья Хренова
Консультация «Развитие речи детей раннего возраста»

Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью — сложный, многосторонний психический процесс. Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом:

Публикация «Консультация „Развитие речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

— четко произносили все звуки и слова;

— говорили с ним, не торопясь;

— следили за своим произношением.

Торопливая, нечеткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.

Речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:

На первом году жизни происходит подготовка дыхательной системы к речевым навыкам, образуются голосовые недифференцированные шумы, ребенок «гулит», лепечет, подражая взрослым. Это происходит с 3 до 6 месяцев.

В возрасте 6 месяцев образуются речевые звуки и происходит синтез слогов. На втором году жизни – речь начинает обогащаться словами, ребенок начинает произносить простейшие слова.

На третьем году жизни словарного фонда ребенка составляет до 500 слов и больше; дети учатся говорить предложениями.

На четвертом году жизни происходит обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в предложениях достигает 9-10. Дети впервые начинают использовать придаточные предложения.

На пятом году жизни происходит дальнейшее обогащение словарного фонда, вырабатывается регуляция громкости произношения слов. Построение фраз становится более правильным и совершенным.

Развитие речи у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает. Поэтому таким детишкам нужно помочь: побольше им рассказывать, побуждать их к пользованию новыми словами, учить строить фразы. Но и это надо делать осторожно, не перенапрягая его нервную систему непосильными требованиями.

Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым и в каком-нибудь предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести первое слово.

Таким образом, основным двигателем развития речи является общение ребенка со взрослым.

Не все дети овладевают речью одинаково успешно. Часто наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения нужно отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, т. к. они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, исследовать. Природа заложила в ребенка потребность в движениях, в психомоторной активности. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать.

Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном детстве, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а иногда даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны обратить на это специальное внимание. В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи?

Побольше разговаривайте со своим малышом. При этом следите, чтобы Ваша речь была грамматически правильной. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление "детского" языка навредит формированию "нормального" языка ребенка.

Внимательно слушайте малыша. Давайте ответы на все его вопросы. Это - залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также стремления познавать мир.

Снисходительно относитесь к ошибкам малыша, когда он говорит. Ошибки - это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.

Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: учите его слушать окружающие звуки и различать их: "Вот слышишь, едет машина, а это шумит пылесос, а что это? Да, правильно, это часики". Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки, отгадывать, что как звучит, а что не звучит.

Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и вымолвить магические слова: "Дай", как их желание сразу осуществляется. Но такое положение вещей не удовлетворяет потребности малыша в развитии речи как средства общения с другими людьми. Понимать его будете лишь вы и близкие люди. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.

Учите с ребенком стихи, сказки, т. к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.

Учите малыша строить связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжечках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность представить себе события, которые должны состояться, суметь найти форму для рассказа о них и высказывания. Для этого, рассматривая книжечку, задавайте малышу вопросы: кто это (собачка, какая собачка (белая, пушистая, смешная, что она делает (грызет косточку) и т. п. А потом, подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это маленькая пушистая собачка, у нее есть косточка и она грызет ее. Через некоторое время ваш ребенок способен будет уже сам придумать аналогичную историю, описывая рисунок, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжении дня.

Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи, в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете.

Осваивая язык, ребенок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность. У него постепенно формируется так называемый язык "для себя". Однажды вы заметите, что ребенок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете малышу, если научите его рассказывать о том, что он планирует делать сначала вам. Спрашивайте каждый раз: "Что ты хочешь делать? Куда положишь эту игрушку? Кто будет кататься на машине сначала: кукла или мишка?" Такие рассказы помогут ребенку быстрее научиться планировать собственные действия, будут содействовать развитию мышления и внутреннего языка.

Речевое общение — важнейшее средство связи между ребенком и окружающим его миром.

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека.

Речь у детей — это не врожденная способность, она формируется под влиянием речи окружающих ребенка взрослых. Правильное развитие речи ребенка зависит от объема речевой практики, от обучения и воспитания детей с первых моментов их жизни.

Образец речи для ребенка дает его социальное окружение. В бедных речевыми побуждениями семьях дети начинают поздно говорить и говорят, как правило, мало.

Очень часто отставание в развитии речи сопровождается общим отставанием в развитии ребенка, несмотря на то, что интеллект, природные способности и речевой потенциал находится у таких детей на нормальном уровне.

Ребенок получает информацию от окружающих людей при помощи сигналов и знаков: сначала невербальных, а затем вербальных (речевых).

Развиваются навыки общения, действия, растет игровой опыт. Формирование эмоциональной сферы, воли, адекватного поведения ребенка напрямую зависит от уровня развития его речи.

Нарушения речи сужают возможность социальной адаптации и познавательную деятельность человека в любом возрасте.

Дети, как и взрослые, отличаются друг от друга уровнем развития личности, а значит и речи. Для точной и, главное, своевременной диагностики речевых нарушений ребенка нужно знать и учитывать внешние факторы (среда и окружение, здоровье и генетику.

Например, к четырем годам средний ребенок имеет в запасе примерно 2000 слов.

Все слова, произносимые детьми в четыре года, приобретают более точное значение. Ребенок любит много говорить, слушать короткие стихи, сказки, рассказы, начинает запоминать и рассказывать их. Недостаток в произнесении сложных, длинных и малознакомых слов считается в этом возрасте нормой.

В пять лет запас слов детей насчитывает в среднем 2500-3000 единиц. Степень понимания значения слова и уровень словообразования значительно увеличиваются. Происходит формирование «чувства языка», основанное на опыте речевого общения ребенка. Дети начинают использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Часто из уст пятилетнего малыша можно услышать связный рассказ. В пять лет, как правило, исчезают возрастные ошибки произношения. Но, вполне допустимо, что ребенок может в этом возрасте неверно понимать и использовать слова.

Шестилетние дети дают верное определение весьма широкому кругу окружающих их явлений и вещей. Они начинают использовать обобщающие слова, совершенствуют произношение.

В детской речи исчезают пропуски и перестановки слогов и звуков. Исключения бывают только при встрече с незнакомыми и сложными словами.

В шесть лет среднестатистический ребенок усваивает основные закономерности словообразования, изменения слов и соединения слов в предложении. В построении фраз ребенок начинает использовать все части речи. Многие дети умеют пересказывать небольшие тексты, приобретают навыки овладения труднейшим видом речи — речью монологической.

Консультация «Развитие речи детей раннего возраста»
Публикации по теме:

Консультация «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Консультация «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Исследовательская работа по развитию речи детей раннего дошкольного возраста с использование сдоровьесберегающих технологий в ДОУ проводится.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Слайд 2 «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста» Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста проходит комплексно.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру» Игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует воспитатель) и игровую (ради которой.

Развитие речи детей раннего возраста РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Воспитатель: Левина Светлана Сергеевна Речь – могучее средство общения и взаимодействия людей. А. А.

Развитие речи детей раннего возраста По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Я работаю.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Речевое развитие детей раннего возраста. План 1. Дыхание и артикуляция. Значение. 2. Система появления звуков. 3. Развитие речи через.

Развитие речи у детей раннего возраста Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой.

Влияние сенсомоторных игр на развитие речи детей раннего возраста. Консультация для воспитателей Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма, период, когда у ребенка происходит становление и развитие всех сторон.

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста» Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста Аннотация: В статье раскрывается значение устного народного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 31 июля 2019 в 18:45
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД