Галина Владимировна Воронько
Развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.
Я работаю воспитателем в первой младшей группе больше двадцати лет. В последние годы дети приходят чаще не говорящие, или их речевое развитие не соответствует возрасту. Хотя 2-3 ребёнка каждый год приходят с развитой речью. Причинами развития или недоразвития речи являются и наследственность и перенесенные заболевания и условия домашнего воспитания. Постепенно к концу учебного года при общении с педагогом и другими детьми крохи начинают говорить и общаться.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для отслеживания динамики развития ребенка, его индивидуальных способностей мы используем методику Печора, Пантюхиной, Голубевой. Обследования проводятся в групповой игровой комнате в привычной для детей обстановке, основной метод пед. диагностики – наблюдение, в специально организованной, интересной для детей деятельности. Детям предлагаются игровые задания, упражнения, наблюдается самостоятельная деятельность детей. Данные наблюдения заносятся в индивидуальную карту развития, где фиксируются результаты. Данное обследование проводится два раза в год: в начале года и в конце.
На основании выделенных проблем, перед нами была поставлена следующая цель: способствовать развитию пассивной и активной речи детей. Мы определили этапы работы по развитию речи детей раннего возраста :
1 этап – накопление представлений об окружающем, введение слов в пассивный словарь;
2 этап – активизация слов в речи детей;
3 этап – Развитие фразовой речи детей.
На первом этапе мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными.
На первых занятиях читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке. Потом, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка, используем тематическое лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и т. д., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре. По наблюдениям за игрой детей, выявлено, что часто сами дети дают подобные задания, например, играют дети с куклами, Ира просит плохо говорящего Диму принести чашку, блюдце, чайник. Дима в игре никогда не ошибался и приносил то, что надо.
Большое внимание на всех этапах уделяем развитию речевого дыхания и мелкой моторики детей. В группе и раздевалке вывешиваем:
• летом - подвешиваем на ниточках птичек, бабочек, цветочки;
• осенью - разноцветные листочки;
• зимой – снежинки, сделанные из салфеток или бумаги;
• весной – солнышки, капельки.
Детям нравится дуть на кораблики в тазике с водой, на султанчики, вертушки; свистеть в дудочки.
Также для развития речевого дыхания применяем задания на протяжное и длительное произнесение звуков.
Используем игры с язычком: «Как язычок поет песенку», где дети произносят два гласных звука: «ау», «уа», «аи», «оу» и т. д.
На втором этапе мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь.
Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га- га» и т. д. Плохо говорящий Дима обожает повторять звукосочетания и после занятий. Используем рекомендации Л. П. Павловой по ознакомлению с окружающим.
На третьем этапе мы способствуем развитию фразовой речи, учим детей строить предложения из 3 - 4 слов. С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с доброй интонацией, по взрослому, не используя детских слов. Применяем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. Отвечая на вопросы, Ира, Никита могут составить совместно с педагогом небольшой рассказ.
В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми.
Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся с малышом: играем, разговариваем, когда собираемся на прогулку или домой.
Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы», «идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» и т. д.
Через интересные игры, занятия ребёнок учится общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного для раннего возраста периода – развитие речи детей.
В конце года были получены следующие результаты.
У 15 (75 %) обследуемых детей речевое развитие соответствует возрасту. Они стали во время игры и при общении со взрослыми и детьми обозначать свои действия словами и простыми предложениями, употреблять прилагательные и местоимения.
У 5 детей (25 %) речевое развитие превышает возрастную норму. Настя, Рома, Артем, Даниил пересказывают самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сказки, читают простые стихи.
То есть, результаты обследований показывают положительную динамику в развитии каждого ребенка. Видна положительная динамика в речевом развитии каждого ребенка. Дети стали больше общаться друг с другом и с взрослыми. Речь детей стала чище и полнее. Появился интерес детей к общению.
Результатами проделанной работы стали:
1) Развитие активной речи детей.
2) Появление в речи прилагательных, местоимений и наречий.
3) Развитие мелкой моторики детей.
4) Повышение интереса к общению со взрослыми и детьми.
5) Повышение педагогического опыта и интереса родителей к развитию своих детей.
То есть, главным результатом нашей работы стало повышение уровня развития речи каждого ребенка.
Литература:
1. Афанасьева И. П. Методические рекомендации маленькими шагами в большой мир знаний. – С. -П. : Детсво-Пресс, 2004.
2. К. Белая «Занятия с малышами в детском саду», М., 2004.
3. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Начинаем говорить», С. -П., 2004.
4. Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова «Педагогика детей раннего возраста», М. 2007.
5. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Груба Г. В. Играем с малышами. Игры и упражнения для детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 2003
6. Груба Г. В., Сергеева Д. В., Терентьева Е. Ф. Методическое пособие к программе Кроха. Воспитание детей раннего возраста. – Н. Н. : Нижегородский гуманитарный центр, 1997.
7. О. В. Елецкая, Е. Ю. Вареница «День за днем говорим и растем», М., 2005
8. О. Жукова «Ум на кончиках пальцев», М., 2006
9. Г. М. Лямина «Развитие речи ребенка раннего возраста», М., 2005
10. О. Новиковская «Ум на кончиках пальцев», М., 2006.
11. Л. Н. Павлова «Раннее детство : развитие речи и мышления», М., 2005
12. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», Москва, 2004.