Лидия Стаценко
Консультация «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская работа по развитию речи детей раннего дошкольного возраста с использование сдоровьесберегающих технологий в ДОУ проводится с сентября 2018 года, с детьми 2 – 3 лет.
Автор: Стаценко Лидия Владимировна, учитель - логопед МДОБУ ДС №11 «Белоснежка» г. Тында.
Актуальность исследования Мы говорим: человеческий язык – удивительное, неповторимое чудо! Язык нужен людям, чтобы говорить, сообщать друг другу мысли, чувства, желания. Но для того, чтобы говорить, нужны слова. Язык начинается со слов…
Публикация «Консультация „Развитие речи детей раннего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся воспитанием и развитием подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.
Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, общаться в обществе.
Именно с раннего возраста мы должны развивать речь ребёнка, обогащать словарный запас, формировать умение общаться со сверстниками, укреплять физическое здоровье.
Ведь здоровье, здоровый образ жизни малыша-это будущее его развитие.
Объектом исследования является развитие речи у раннего возраста с использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Предмет исследования: система обогащения и активизации словаря в процессе работы с детьми раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
Мною была выдвинута гипотеза - предполагаю, что использование здоровьесберегающих технологии будет способствовать развитию речи детей раннего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:
- развитие мелкой моторной сферы кистей и пальцев рук с использованием предметов;
- овладение практическими навыками, посредством выполнения артикуляционной гимнастики;
- способствовать формированию звуковой культуры речи и словаря.
Ведущей целью работы является развитие речи детей раннего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по проблеме здоровьесберегающих технологий и развитию речи детей 2-3 лет.
2. Создать условия в ДОУ для развития у детей раннего возраста речевых навыков посредством здоровьесберегающих технологий.
3. Повышать заинтересованность и взаимодействовать родителями детей раннего возраста по проблеме речевого развития.
4. Разработать комплект методических пособий по речевому развитию и укреплению здоровью детей раннего возраста.
5. Популяризация деятельности ДО среди населения города, области в рамках методического объединения.
С сентября 2018 года мною была начата работа по дополнительной услуге «Болтунишка» с детьми раннего возраста (2-3 года) на базе МДОБУ ДС №11 «Белоснежка» в группе «Мультяшки».
Дошкольное детство – особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир, происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.
Мною были разработаны три направления по развитию речи детей в соответствии с требованиями ФГОС и возрастными особенностями :
1. Развитие мелкой моторики (использую : Су-Джок терапию; песочную терапию; игры с предметами, игры - Бизиборды)
2. Развитие артикуляционного аппарата. (игрушки-помощники; картинный материал; развивающий самомассаж.)
3. Формирование звуковой культуры речи и словаря (информационно-коммуникационные технологии; картины и демонстрационный материал).
Существует факторы способствующие развитию речи у младших дошкольников. Начнём с весьма существенного фактора – создания спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребёнку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия не остались без внимания, поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успех каждого ребёнка (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должен быть замечен.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Ещё В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Фактор успешного овладения речью – это артикуляционная гимнастика.
Артикуляционной гимнастикой называют набор упражнений, которые позволяют улучшить движения речевых органов, отработать их правильное положение в момент воспроизведения того или иного звука.
Таким образом, она помогает натренировать органы речевого аппарата, чтобы они были способны правильно произносить слова.
Проведение артикуляционной гимнастики очень важно для развития речи детей раннего дошкольного возраста. Это объясняется несколькими причинами:
• Тренировки позволяют деткам научиться говорить правильно.
• Артикуляционная гимнастика для детей 2 — 3 лет отлично помогает тем, кто вроде бы правильно воспроизводить слова, но говорит их так, как будто у него «каша во рту».
• Не стоит забывать о том, если ребёнок будет чётко произносить слова, то ему будет намного легче учиться писать.
В работе по проведению артикуляционной гимнастики с детьми раннего возраста использую игрушки-помощники, картинки, фигурные картинки, сказки о «Весёлом Язычке», стихотворения.
Формирование звуковой культуры речи и словаря.
Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков и простых в артикуляционном отношении согласных.
Дети произносят изолированный звук и несложные звукосочетания. При этом чаще всего используют звукоподражания. Знакомя ребёнка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать его с определенным образом (у-у-у - гудит паровоз, тук-тук-тук — стучит молоточек, га-га-га — кричит гусь и т. п.).
На последующих этапах звуки закрепляются в словах. При этом важно следить не только за правильным произношением детьми звуков, но и за четкостью, внятностью произнесения слов (изолированных и включённых в предложение).
Существуют также задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, детям предлагают спеть "длинную" песенку: у-у-у-у – так сигналит паровоз. Как он сигналит? (хоровой ответ, а теперь давайте послушаем, как сигналит Сашин паровоз, Колин, Машин и т. д.)
Работа с родителями.
Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного развития дошкольников пи подготовке их к школе, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
20.09.2018 г. прошло заседание родительского собрания, где выступила для родителей по теме: «Речевое развитие детей 2-3 лет». Провела с родителями опрос по индивидуальным речевым особенностям их детей и предложила с детьми (2-3) лет в течение года проводить дополнительную услугу «Болтунишка», цель которой развитие речи дошкольников через здоровьесберегающие технологии.
Результативность работы по речевому развитию детей раннего возраста мы сможем оценить в конце учебного года.
Я считаю, что используемые мной современные образовательные технологии и методики по развитию речи детей могут показать высокую положительную динамику при поступлении их в школу, если, в практической профессиональной деятельности (дополнительная услуга, именно с раннего возраста мы начнём работу с детьми в области речевого развития.