Сажина Наталья Викторовна
Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Прогресс в современном мире движется огромными темпами, сегодня общество предъявляет высокие требования к личности. Дети с легкостью могут пользоваться сложной современной техникой, а проявлять же свое речевое творчество – нет. Легче найти в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать даже в нескольких фразах. Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, по телефону. Поэтому сегодня система образования отводит особое место вопросу качества образования. Предъявляются новые требования в воспитании и образовании подрастающего поколения. Педагогам необходимо использовать новейшие технологии для реализации учебно-воспитательных задач, учитывая возрастные психолого-педагогические возможности детей. Дошкольное учреждение – это первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Публикация «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дошкольное детство – особый период в жизни человека: закладываются основы здоровья, умственного, трудового, эстетического развития, активно познается окружающий мир. Научно доказано, что этот багаж является основой, фундаментом при формировании интеллекта личности в целом. Отсюда ясно, какой это продуктивный, насыщенный период жизни, и как важно, именно в этот период, помочь ребёнку развить свои способности, чтобы лучше реализоваться в будущем. А уровень развития речи – это главный фактор, который отображает уровень общего развития ребенка. Недостаточное развитие речевых средств, обуславливает, в свою очередь, снижения уровня познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, что приводит, в дальнейшем, к появлению затруднений в овладении школьной программой, и, прежде всего, чтением и письмом. И, как следствие, у детей развиваются различные комплексы неполноценности, ограничение в выборе профессии, поведенческие отклонения и недоразвитие психических процессов (внимание, памяти, мышления).
Проблема родного языка всегда была в центре внимания педагогов, ученых. К ней обращались классики педагогики Я. А Коменский и Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци и Ф. Фребель, К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. Е. И. Тихеева – крупный педагог - методист и общественный деятель в области воспитания, ставила проблему родного языка в центр внимания, независимо от характера деятельности и возраста детей, воспитанием и обучением которых она занималась. На вопрос: «Что значит владеть всеми видами и проявлениями речи?» - она отвечает: «Значит, владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества».
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Овладенье речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Основной вид деятельности дошкольников – игра, игровое общение – это непринужденное общение. А именно театральная игра, в которой ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует все стороны речи. Именно театрально – игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир не только умом, но и сердцем, выражать свое собственное отношение к добру и злу.
Современный мир стал сложно динамичным, высоко-конкурентным, обладающий интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и так далее). Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. И готовить ребенка активно жить в этом огромном мире необходимо уже в дошкольном детстве.
Успешность развития и воспитания будет, если оно целенаправленно, планомерно и систематично. Но самое первое правило – это создание мотивации. Поэтому работа должна быть интересной, доступной, насыщенной и запоминающейся.
Еще Е. И. Тихеева ставила перед детским садом актуальную и сложную задачу – создать условия для интенсивного развития всех способностей детей, в том числе и способность владеть речью. «Систематическое обучение, методическое развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».
Педагог должен обеспечить максимальную активность детей в преобладающем самостоятельном процессе познания (творчества, сочетание коллективных и индивидуальных форм организации детей. А в театральной игре есть возможность создать необходимые условия, в которых ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Театральная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей, поскольку текст произведения, как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание и речь. Именно театрально-игровая деятельность позволяет решить одну из главных задача дошкольного образования : овладение детьми качественной стороной речи, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый - типа петрушки - театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо, где используются куклы перчаточного типа и куклы, устроенные по принципу марионетки. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук, следит за тем, чтобы движение и речь персонажей совпадали.
Деятельность вместе с куколкой дает возможность улучшать небольшую моторику ручек а также координацию перемещений; поддерживать обязанность из-за регулирование куколкой; выражать посредством куколку эти чувства, эмоции, капиталом, перемещения, какие в обыкновенной существования согласно каким-либо обстоятельствам дошкольник никак не способен либо никак не дает возможность себя выражать. Данная деятельность формирует случайное интерес, а кроме того дает возможность улучшать коммуникативные умения, цивилизацию, однако непременно сценическая забава улучшает все без исключения края формирования выступления.
Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это также развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Что позволяет высказать именно то, что больше всего волнует ребенка, проявить эмоциональность, может и не всегда положительное настроение.
Как правило, детям – дошкольникам еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев сестер. Эта деятельность развивает доброжелательные отношения, помогает решать самый важный педагогический принцип воспитания: сотворчество детей, родителей, педагогов.
Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами. Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.
Все эти приемы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа – это эмоциональное состояние дает толчок развитию диалогической и монологической речи.
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Эти задачи освящены в методике работы по усвоению детьми словообразовательной системы родного языка (Э. А. Федеравичене, А. Г. Арушанова).
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Вопросами формирования синтаксической стороны речи занимался М. С. Лаврик. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. При изучении проблемы связной речи как важнейшего показатель связности высказываний рассматривается умение ребенка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи (Л. В. Ворошнина, Г. Я. Кудрина, О. С. Ушакова).
Поскольку дошкольный возраст является сенситивным периодом в жизни человека для овладения речью, приоритетное внимание должно уделяться развитию этого процесса в дошкольном возрасте. Методика развития речи-это педагогика, изучающая закономерности образовательной деятельности, направленной на формирование речи дошкольников в детском саду. А. М. Бородич утверждает, что "педагогам необходимо использовать наиболее эффективные средства, методы и приемы, чтобы максимально развить у детей необходимые речевые компетенции и умения.
Сегодня дошкольные учреждения руководствуются в своей работе ФГОС ДО, в которых содержание программы структурировано по пяти образовательным областям: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие». Театральная игра – это такой вид деятельности, который можно использовать в любой образовательной области, одновременно решая одну из главных задач – развитие речи. В современной педагогике широко известны авторские программы, ориентированные на развитие художественно-речевого творчества детей посредством театральной - игровой деятельности, среди них «Арт-фантазия» А. Г. Чуриловой, а так же методические разработки, пособие А. И. Бурениной «От игры до спектакля», Т. Н. Дороновой «Играем в театр» и др.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. «Красивая речь способна на все…» (народная мудрость)
И только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники овладеют правильной, чистой, красивой речью.