Куроцапова Светлана Владимировна
Развитие речи дошкольников через использование пособия «Живая картинка»
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
Публикация «Развитие речи дошкольников через использование пособия „Живая картинка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Живые картинки. Пособия для развития речи
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, употребление не литературных слов и выражений, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста.
Поэтому целью моего самообразования стало создание условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством пособия «Живая картинка» и графических изображений. Повышение профессиональной компетентности в вопросах развития речи дошкольников.
И определила я для себя следующие задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения соответствующей литературы.
• Изучить способы, методы и приемы активизации речи детей.
• Обогащать словарь детей.
• Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащений представлений о ближайшем окружении.
• Сделать подборку дидактических пособий, необходимых для дальнейших занятий.
• Объединить усилия педагога и родителей в работе по речевому развитию детей.
Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками 20 таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Показывание картинок и рассказы по ним - лучшее средство для сближения с детьми».
Мы знаем, что детей легче заинтересовать показом игрушек, чем картинок, и проводить инсценировку проще, чем рассказ по картинке. Это и навело автора пособия «Занятия по развитию речи с детьми дошкольного возраста» Петрову В. И. создать картинки с меняющимся содержанием нарисованного. Тогда для проведения рассказа можно пользоваться не многими, а одной картинкой, меняя персонажи по ходу самого рассказа. Картинки как бы «оживают», меняют свой вид неожиданно для ребенка и поэтому получили свое название «Живых картинок». Для изготовления «Живой картинки» нужен фон, т. е. крупная картинка, изображающая сад, двор, улицу, лес - словом то место, где происходит действие. В разных местах этой картинки (наклеенной на картон) делаются горизонтальные разрезы, в которые вставляются нужные фигурки. Работая с «Живой картинкой», взрослый, продолжая рассказ и не переставая обращаться к детям, вставляет, требующуюся по ходу рассказа фигурку, и дети уже видят измененную картинку.
В процессе работы с «Живой картинкой» мы решаем следующие задачи»: сенсорное развитие, формирование словаря, расширение кругозора, формирование целостной картины мира.
Например,
«Живая картинка» «Двор»
, при её рассматривании мы можем предложить детям рассмотреть предметы, выделяя их цвет, форму, величину (дом, деревья, цветы). Познакомить детей с названием предметов, которые окружают двор (сарай, будка, корыто, забор). Показать, где живут животные, и предложить поселить их в их домики (в дом, в сарай, в будку). Назвать животных и их детенышей.
«Живая картинка» «Лес»
дает детям представление о жизни диких животных (где живут, чем питаются, кто у них друзья, а кто враги).
Всем знакомая
игра «Дорога»
тоже является представителем «живой картинки». Занимаясь на этом игровом поле дети не только упражняются в диалоге но и познают правила дорожного движения: знакомятся с дорожными знаками, сигналами светофора, используют в своей речи слова: проезжая часть, тротуар и др.
На
«Живой картинке «Детский сад»
изображена комната.
Здесь можно провести ряд небольших бесед.
Воспитатель показывает игрушки и задает детям вопросы: Что это? Какого цвета? Что стоит рядом с машиной? Что стоит около пирамидки? Какие игрушки стоят на нижней полочке? Что стоит вверху? Что стоит на верхней полочке? Что лежит внизу? Какие игрушки стоят на красной полочке? Дети отвечают.
Игровая образовательная ситуация «Что изменилось?». Воспитатель рассматривает с детьми игрушки, размещенные на полочках, уточняя их цвет и размер. (Дети закрывают глаза, воспитатель меняет игрушки местами, убирает, или заменяет одну). Дети открыли глаза. Все посмотрели на картинку… Что изменилось?
Игровая образовательная ситуация «Где находится?». (ориентир в пространстве) Предметы располагаются по всей картинке. Вопросы к детям:
- Где находится большой мяч (кукла, самосвал и любая другая игрушка?
- Около какого предмета стоит маленькая пирамидка (кукла, самосвал и любая другая игрушка?
- Что стоит на нижней полке шкафа (на столе, на окне и так далее?
«Живая картинка «Сказка»
. Дети воспроизводят последствия той или иной сказки, передвигая персонажи (конусные куклы) или ведут диалог, придумывая различные ситуации.
Все эти картинки могут служить дидактическим материалом для индивидуальной работы с детьми.