Наталья Каспарова
Развитие речи дошкольников в условиях музыкально-коммуникативной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.
Публикация «Развитие речи дошкольников в условиях музыкально-коммуникативной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.
У дошкольников развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого и музыкального опыта, применение его в нестандартной ситуации интегрированной деятельности. В ходе музыкально-коммуникативной деятельности происходит формирование грамматической структуры речи, развитие коммуникативных умений.
Понимая важность воздействия музыки на речь детей, мы выделяем музыкально-коммуникативную детскую деятельность, как одну из эффективных в речевом развитии дошкольников. В своей работе мы решаем следующие задачи:
• Развивать у детей умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве.
• Развивать все компоненты устной речи детей
• Развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.
• Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.
• Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
• Развивать артикуляционные движения.
• Развивать мелодико–интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.
Для успешного решения данных задач, за основу работы по речевому развитию в музыкально-коммуникативной деятельности мы взяли погружение в лексическую тему на основе музыкального материала, многократность повторения речевого материала в разных формах музыкально-коммуникативной деятельности : беседах, речевых ситуациях, играх с правилами, придумывании и отгадывании загадок. Например, исполняя образные танцы, дошкольники учатся передавать в движениях под музыку разнообразные игровые образы: лисичка - хитрая и кокетливая, медведь - неуклюжий, но добрый и т. д. Дети с удовольствием перевоплощаются в игровые образы, этому способствует речевая ситуация, которая настраивает на передачу образа. А по окончании танца, дети рассказывают, почему был создан тот или иной образ. Тексты песен, под которые проводятся игры, представляют собой рифмованные подсказки к движениям детей и имеют сюжетно - образный нрав, что также помогает детям точнее понять содержание песни или смысл новых слов.
К педагогическим условиям речевого развития дошкольников в музыкально-коммуникативной деятельности относятся :
• подготовка педагогических кадров к реализации системы речевого развития посредством интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие»;
• расширение и обогащение содержания развивающей предметно – пространственной среды;
• осуществление взаимодействия с семьями воспитанников.
Обозначенные условия дополняют друг друга и в совокупности обеспечивают эффективность речевого развития.
Работа с педагогическими кадрами предполагает подготовку педагогов в ходе мероприятий, проводимых с педагогами разного уровня готовности к развитию всех компонентов устной речи в интегрированной музыкально-коммуникативной деятельности дошкольников и взаимодействию с семьями воспитанников в данном процессе.
Содержание консультаций «Развитие речи в музыкальных дидактических играх», «Формируем движения - развиваем речь», «Музыкальные загадки как средство формирования сложноподчиненных предложений», «Использование музыкально-речевых игр для развития музыкального и фонематического слуха» направлено на раскрытие сущности и важности развития речи в музыкально-коммуникативной деятельности.
Готовность педагогов к работе с дошкольниками по развитию речи в музыкально-коммуникативной деятельности определяется по их умению выбирать соответствующие формы, а также использовать эффективные приемы, учитывая возрастные особенности и индивидуальные различия детей.
Не меньшее значение придается расширению и обогащению содержания развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей созидательную направленность ребенка в отношении речевого развития. Введение этого условия связано с необходимостью развития всех компонентов устной речи у дошкольников, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в деятельности при достижении результатов.
Большую роль в речевом развитии дошкольников играет содержание предметного наполнения центров музыкальной деятельности : детские музыкальные инструменты, портреты композиторов, дидактические игры «Какой инструмент лишний?», «Как поют о Родине?», пособие «Концерт» и др., иллюстрации к музыкальным жанрам, уголок ряженья, альбомы детских стихов, загадок и др.
Взаимодействие с семьями воспитанников, как условие было определено необходимостью единых требований со стороны педагогов и семьи, повышение компетентности родителей в вопросах значения музыки в речевом развитии ребенка, а также необходимостью постоянного и длительного воспитательного воздействия на ребенка в детском саду и семье.
В течение учебного года проводим консультации, индивидуальные беседы с целью пропаганды педагогических знаний по музыкально-речевому воспитанию, рассказываем об опыте и достижениях ребенка в области музыкального и речевого развития. Наш опыт работы показывает, что наиболее эффективными формами работы являются практикумы «По дороге в детский сад», «Берегите голос ребенка», «Поем вместе с папой и мамой».
В музыкальной деятельности речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно. Использование великой силы музыки в работе с детьми по развитию речи не только целесообразно, но и эффективно. Использование материалов о музыке, музыкальных инструментах, великих композиторах позволило активизировать словарь прилагательных и глаголов. Ребята умеют согласовывать существительные и прилагательные, сравнивают предметы, классифицируют музыкальные инструменты и музыкальные произведения по разным признакам. В речи дошкольников увеличилось употребление сложноподчиненных предложений с союзами «чтобы», «потому что». Коммуникативные умения проявляются в умении описывать предметы по предложенной схеме, устанавливать последовательность событий и закономерности в рассказах.
Таким образом, систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей, как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».