ЛЮДМИЛА ПРОСКУРИНА
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский.
«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребенок говорит!
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности
(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.).
2. Развивать : речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.
3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Методы:
- Разучивание потешек;
- Использование атрибутов к пальчиковым играм;
- Изобразительное творчество;
- Применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.
Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Пальчиковые игры :
«Мозаика» :
Мозаика - увлекательная развивающая игра для детей как младшего так и старшего дошкольного возраста. Во время игры с мозаикой у детей развиваются творческие способности, воображение, координация движений рук. С ее помощью малыш научится ориентироваться на плоскости, закрепит знание цветов радуги, сформирует такие навыки, как терпеливость и усидчивость.
«Игры – шнуровки» :
Для маленького ребенка завязать поясок, застегнуть пуговицу, нанизать бусины на нитку – настоящий труд. Тренируясь шнуровать, ребёнок не только овладевает этим простым навыком, но и совершенствует устную речь.
«Счётные палочки» :
По образцу, сделанному взрослым, ребёнок выкладывает геометрические фигуры, ёлочки, домики, кораблики и др.
«Сухой бассейн» :
Опустили кисти рук в «бассейн, «помешать» горох (фасоль) одновременно
сжимая и разжимая пальцы.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
«Игра с карандашами» :
Грани карандаша легко «укладывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
«Пальчиковый театр» :
Игры с пальчиковым театром развивают любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству. Помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания и речи.
Вывод:
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.