МААМ-картинки

Развитие речи у дошкольников посредством музыкальных занятий

Вячеслав Кузнецов
Развитие речи у дошкольников посредством музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи у дошкольников посредством музыкальных занятий

Дошкольное детство – очень важный период для каждого ребенка. Ведь именно в это время закладываются основы восприятия себя, мира, происходит социализация маленького человека, развиваются навыки общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Средством, которое способствует контакту ребенка с окружающим миром, является речь.

Публикация «Развитие речи у дошкольников посредством музыкальных занятий» размещена в разделах

В настоящее время развитие речи у дошкольников является актуальной проблемой: многие дети даже в старшем дошкольном возрасте не имеют хорошо развитой речи, не выговаривают некоторые буквы, не могут выразить, что они хотели сказать. Поэтому каждый вид занятий по разным направлениям в ДОУ должен быть направлен, в том числе, на устойчивое развитие речевых навыков.

На музыкальных занятиях процесс развития речи происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат – они учатся четко произносить слоги и слова, для того чтобы песня звучала красиво. Кроме того, малыши учатся высказывать свое отношение к разным жанрам музыки, выражают свои впечатления от песен и мелодий, учатся давать характеристику звукам: тихо – громко, медленно – быстро, весело – грустно и т. д.

Развитие речи ребенка посредством музыкальных занятий в ДОУ происходит ежедневно, главным образом, при непосредственной образовательной деятельности (НОД).

Разберем на конкретном примере, как именно в процессе музыкального занятия можно развивать речь ребенка. В качестве примера возьмем занятие музыкального руководителя Фроловой А. А [2]. Тема ее занятия была сформулирована следующим образом: «Развитие речи дошкольника через различные виды музыкальной деятельности».

В качестве вспомогательных материалов, для лучшего восприятия учебного материала она использовала наглядное пособие – мультимедийную презентацию, также музыкальный руководитель использовала детские музыкальные инструменты для структурного момента «Музицирование».

Занятие началось с приветствия, что немаловажно, так как малыши таким образом учатся вежливости и налаживанию контакта с окружающими.

Далее последовала разминка и структурный момент «Музыкально – ритмические движения». Данный момент помогает детям активизироваться, улучшить свои двигательные навыки, а также закрепить навыки выполнять движения в соответствии с указаниями музыкального руководителя.

Потом был проведен небольшой игровой момент «Зажги фонарики». Здесь малыши вспомнили и повторили группу слов «Цвета».

После проводился структурный момент «Танец» - «Круговая пляска» для развития двигательной активности и умения танцевать в коллективе.

Далее последовал структурный момент «Музицирование» - упражнение «Ранним утром» : ребята на детских музыкальных инструментах подражали звукам природных явлений.

После снова последовал игровой момент «Музыкальная лесенка», где ребята определяли высоту звуков и как она меняется и высказывали свои мнения по этому поводу, что способствовало развитию мышления и способности выражать свои суждения по поводу услышанного.

Следующим был структурный момент «Слушание», где ребята должны были по звучанию угадать знакомое произведение, данный момент был направлен на тренировку слуховой памяти и способности запоминать названия услышанных ранее произведений.

Далее производилась подготовка речевого аппарата воспитанников к пению посредством распевания, после была исполнена уже выученная ранее песня «Наступила осень» (структурный момент «Пение», посредством которого дети тренировали способность запоминать и воспроизводить тексты песни).

Завершилось занятие двумя структурными моменти «Игра, танец» и «Музыкально – ритмические движения» : сначала была проведена словесно – ритмическая игра, где дети согласовывали произносимые слоги и ритмические такты, после музыкальный руководитель поиграла с ребятами в игру на мышление.

Потом был импровизационный момент с использованием детских музыкальных инструментов – импровизация очень важный аспект в музыкальном воспитании, так как она способствует развитию детского самостоятельного творчества, позволяет ребенку играть не так, как надо, а так, как хочет именно он, проявить свое «Я» в музыке, также позволяет обнаружить задатки музыкального таланта.

Завершилось занятие пляской «Приглашение», которая также способствовала развитию коммуникативных навыков детей, так как для приглашения на танец нужно умение налаживать контакт и договариваться.

Таким образом, на основании разбора примера НОД можно сделать вывод о том, что разные структурные моменты НОД способствуют развитию речи согласно той деятельности, которая в конкретном моменте производится.

Также при реализации непосредственной образовательной деятельности используются логоритмика и фоноритмика – это системы методов и приемов, способствующих развитию речи.

Определим отдельно каждое из понятий.

Логоритмика - это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова (звука, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Занятия логоритмикой могут включать в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки, но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры, а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега [3].

Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов).

Таким образом, в направлении «Музыка» есть множество средств и методов для развития речи воспитанников [3].

Литература:

1. ФГОС ДО. URL : https://porogoosh.edusite.ru/p74aa1.html

2. Занятие Фроловой А. А. URL : https://infourok.ru/plan-konspekt-razvitie-rechi-doshkolnika-cherez-raznie-vidi-muzikalnoy-deyatelnosti-3719888.html

3. Теория обучения и воспитания, Конспект лекций, Калацкая Н. Н., 2014.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театраПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у дошкольников посредством музыкальных занятий
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 13:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи у дошкольников посредством музыкальных занятий» (включая файлы) размещена пользователем Вячеслав Кузнецов (УИ 262626) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД