Ольга Муравьева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе О. А. Кипренского «Портрет А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Портрет Пушкина»
Задачи:
- Познакомить детей с жанром живописи – портрет, с картиной О. А. Кипренского «Портрет А. С. Пушкина»
- Развивать умение видеть и замечать состояние человека на портрете, способствовать развитию логического мышления.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе О, А, Кипренского „Портрет А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- Воспитывать внимательное отношение к окружающим, желание сопереживать чувствам других людей.
1. Материалы: репродукция картины О. А. Кипренского «Портрет А. С. Пушкина»,
2. Предварительная работа: наблюдения за чувствами других людей, д/и «Мимаксы», знакомство с творчеством А. С. Пушкина.
Ход занятия:
Добрый день»
-Вхождение в занятие
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Ребята, мы сейчас с вами зарядились прекрасным настроением на весь день. Не смотря на ненастную погоду за окном.
Как хорошо что мы заговорили о погоде в природе. Кто мне скажет какая погода у нас сегодняшним зимним утром?
Ответы детей.
-Молодцы. Но многом художникам нравиться такая пасмурная дождливая хоть не по сезону погода. Кто мне скажет, как называется жанр живописи, изображающий природу?
Ответы детей.
- Каких художников-пейзажистов вы знаете?
Ответы детей (Шишкин, Айвазовский, Левитан)
- Какие вы молодцы что все помните. Сегодня мы познакомимся с новым жанром живописи – портрет.
Портрет - это изображение художником на картине человека или нескольких людей, передача его (их) душевного состояния, характера. Художника, который пишет портреты, называют художником-портретистом.
- Сегодня мы познакомимся с портретом одного известного человека.
Внести портрет (восприятие)
- Кто изображён на портрете)
Ответ детей
- На портрете изображён А. С. Пушкин, а написал эту картину художник-портретист О. А. Кипренский. Портрет этот был написан при жизни А. С. Пушкина. Кипренский встречался с Пушкиным, беседовал с ним, всматривался в его лицо. Художник писал портрет с натуры.
Пушкин очень любил этот портрет. «Себя, как в зеркале, я вижу» – написал он в стихах обращение к Кипренскому. Благодаря О. А. Кипренскому мы знаем, как выглядел А. С. Пушкин, ведь фотографий в те времена ещё не было.
- А кем был А. С. Пушкин? …
Ответы детей (писатель поэт)
Правильно это великий русский писательи поэт. А сейчас нам расскажет стихотворение Егор которое ему было задано.
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
- Посмотрите внимательно на портрет, можно ли догадаться, что на нём изображён поэт? (фигура на заднем плане)
Ответы детей.
- Здесь изображена Муза с лирой. Древние люди считали эту богиню покровительницей поэзии.
(закрыть всё изображение листом бумаги, сфокусировать внимание детей на руке поэта)
- Глядя на руку, изображённую художником, можно ли сказать, что это рука поэта, а не рабочего? … гладкая, белая, ухоженная, ногти на пальцах)
- А теперь поглядите на лицо поэта. Как вы думаете, каким Пушкин изображён на портрете? Кто что заметил? … грустный, задумчивый)
- Внимательно вглядитесь в лицо Пушкина и попробуйте мимикой передать состояние поэта.
Д/и «Выражение эмоций (д/и «Кто лучше изобразит состояние А. С. Пушкина)
Какие вы молодцы так хорошо смогли выразить эмоции своей мимикой. Но мне кажется мы засиделись, выходим разомнемся.
Физминутка
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
А теперь давайте вернемся к нашему портрету
Обобщающий рассказ о портрете :
Пушкин на портрете Кипренского стоит, гордо скрестив руки на груди. Через его плечо переброшен клетчатый плащ. Позади видна фигура Музы – покровительницы поэзии. Мысли и чувства поэта возвышены, его слова нужны людям. Пушкин как будто спокоен и задумчив. Но если внимательно вглядеться в портрет, можно заметить непослушные, взлохмаченные волосы; печаль и тревогу в ясных, устремлённых вдаль глазах, в суровой складке губ.
(Повторное восприятие картины.) 2-3 ребенка.
Ну вроде с описанием портрета мы справились можно перейти и к викторине по сказкам великого писателя А. С. Пушкина.
«Лучший знаток сказок»
Я буду задавать каждой команде вопросы по очереди, а вы должны дать ответ на вопрос.
1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
2. Что кричал петушок, сидя на спице?
«Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку!»
3. Что молвила третья сестрица?
«Я б для батюшки царя родила богатыря».
4. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»
5. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?
«Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком»
6. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
«Смилуйся, государыня, рыбка!»
7. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
«Жил старик со своею старухой.
У самого синего моря»
8. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?
«Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил».
Какие же вы молодцы. Сразу видно сказки любите и читаете.
Ну вот и подошло наше занятие к концу давайте подведем итоги:
- Как называется жанр живописи, изображающий людей?
- Как называют художника, который пишет портреты?
- Кто написал портрет А. С. Пушкина?
Мы молодцы!
Давайте теперь погладим сами себя.