Валентина Носкова
«Раз, два, три! Сказка, двери отвори». Развитие речи в старшей группе. Составление сказки по набору игрушек
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по набору игрушек.
Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки.
Закрепить умение использовать в речи диалоги.
Обогащать словарь детей прилагательными.
Воспитывать интерес к книгам, к творчеству.
Ход занятия.
Круг радости.
-Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Публикация «„Раз, два, три! Сказка, двери отвори“, Развитие речи в старшей группе, Составление сказки по набору игрушек» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Поздоровалось со мной.
Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.
Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть и узнать много интересного и необычного.
Мотивационно-побудительный этап деятельности.
-Начнём с интересного. Посмотрите, какие интересные книги нас ждут. Какие книги?
-Рассмотрите иллюстрации в них и подумайте, какие произведения живут в этих книгах?
- А как можно сказать о сказке, какая она?
- Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
-А кто написал эти сказки?
-Есть сказки, которые написал народ,их, называют народными и передают их из уста в уста. А есть сказки, которые написали авторы, прочитайте, кто написал авторские сказки?
(На экране появляются портреты писателей).
-А вы хотели бы сами сочинить сказки?
Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки».
-Глазки закрываем 1,2,3!
Сказка оживает
Внимательно, смотри! (Ставим «волшебный» мешок.)
Слышится голос, появляется на экране Фея Зла.
-Ха! Ха! Ха!
-Вот всё смотрю на вас, слушаю. Сказочники нашлись. Да я уверенна, что вы не умеете сочинять сказки.
-А я посмотрю сейчас.
-Какой волшебный предмет поможет нам?
Организационно – поисковый этап деятельности.
-Поможет нам сочинить сказку «Чудесный мешочек». А почему он чудесный?
-Потому что тот, кто возьмёт предмет из мешочка, превратится в этот предмет. Вы расскажете о себе по плану: (Схема).
1. Кто или что я?
2. Какой я? Описание состоит из трёх прилагательных и более, но не меньше.
3. Для чего этот предмет?
4. Где можно встретить этот предмет?
5. Что он может сделать? Что из него можно сварить?
-Используете те вопросы, которые можно задать к этому предмету.
-Посмотрим, какие предметы живут в нашем «чудесном» мешочке.
Игра «Чудесный мешочек».
В чудесном мешочке предметы: домик, забор, коза, капуста, морковь, дерево, дед, бабка.
Дети вытаскивают из мешочка предмет, превращаются в него и описывают его по плану от первого лица:
Составление рассказа о игрушке по плану.
-Я – домик. Я маленький, деревянный, уютный, тёплый. Во мне живут люди. Они прячутся во мне от ненастья, они собираются все вместе за столом, на ночь… Я бываю в городах и сёлах. За мной надо ухаживать: ремонтировать, закрывать двери на ночь, мыть окна.
-Я – капуста. Я овощ. Я белокочанная, сочная, витаминная, большая, расту на огороде. Если я созрела, можно из меня сделать салат, сварить борщ, потушить капусту. Но на меня в огород нападают гусеницы – капустницы, надо меня опылять. Так же меня любят не только люди, но и зайцы, лошади, козы…
Я – морковь. Я овощ, расту в огороде. Я оранжевая, сочная, вкусная, полезная. Из меня можно сделать салат, добавляют во многие блюда, пекут пирожки. Меня любят люди и животные.
Я – забор. Я бываю железным, деревянным, высоким и низким. Меня ставят возле дома, вокруг огорода, сада. Я защищаю дом от врагов, огород от вредителей. Если я сломаюсь, меня нужно починить.
Я – коза – дереза. Я – домашнее животное. Я хитрая, шустрая, быстрая, умная. Я даю человеку молоко, козий пух. Из пуха можно связать тёплые вещи. Я бываю проказницей, когда лезу к хозяевам в огород, потому что люблю капусту и морковь. Для этого я нахожу лазейки в заборе.
Я – дерево яблоня. Я расту возле дома. Зимой я отдыхаю, а летом – на мне висят вкусные яблоки. Яблоки сочные, вкусные, сладкие, большие. Из них варят варенье, компот, делают яблочный сок.
Меня поливают, удобряют, защищают от животных и гусениц.
Я – дед. Я человек. Я сильный, умный, хитрый, добрый. Я живу в доме. Выращиваю в огороде овощи и фрукты. Пасу козу, охраняю от врагов.
Я – бабка. Я – человек. Я скромная, хозяйственная, добросердечная, ответственная. Я пропалываю огород, дою козу, вяжу варежки из козьего пуха. Ещё я варю обеды, яблочное варенье, борщ из капусты.
Расстановка предметов сказки.
-А теперь поставьте все предметы на стол и составьте сюжет нашей новой сказки.
Согласование сюжета сказки с детьми.
Воспитатель корректирует – советует, как переставить предметы, чтобы получился сюжет.
-Интересно, как взаимосвязаны все предметы в нашем сюжете? Давайте протянем верёвочки от одного героя к другому.
-Как взаимосвязаны коза и морковь с капустой?
Дети протягивают верёвочку козы к овощам.
-А коза с забором?
Дети протягивают верёвочку от козы к забору и т. д.
-А забор с капустой и морковью?
-А забор?
-А морковь и капуста с дедом и бабкой?
-А дед с бабкой?
-Посмотрите, как все предметы взаимосвязаны между собой, какая паутина у нас получилась?
-Давайте подумаем, а может ли коза съесть капусту и морковь?
-Нет, потому что мешает забор. Дед охраняет огород.
-А что хитрая коза может придумать, чтобы пробраться в огород? (Варианты ответов).
-Как может помочь спасти урожай яблоня?
-А бабка?
-А дед?
-Что же объяснил дед козе, почему нельзя рвать капусту и морковь?
-А когда собирают урожай капусты и моркови?
-Что может пообещать дед козе?
-Скажите. Какой характер будет у козы?
-Мы видим, что мы составили сюжет замечательной сказки. Как мы её назовём?
-Помните, чтобы сочинить сказку, надо помнить, что в сказке есть начало, середина, где разворачивается сюжет и конец сказки. Используйте все слова, которые помогли нам узнать о предмете, какой он.
Составление сказки.
Дети составляют сказки.
-Ребята, стоит добавить какой – нибудь волшебный предмет, сказка станет волшебной и изменит свой сюжет.
-А теперь представьте, что в сказке могут появиться волшебные предметы. Какие?
-Шапка невидимка.
-Какие произойдут новые события?
Дети составляют сказки, вводят новый предмет – шапку невидимку.
Рефлексивно- корригирующий этап деятельности.
-Ну как Фея, ты оценишь работу наших сказочников?
Фея. –Да, я вижу, что ребята умеют составлять сказки. А я думала, что вы совсем маленькие. А вы настоящие сказочники! В следующий раз я бы хотела, чтобы вы составили сказку обо мне. До встречи, дети!
-Ребята, возьмите ладошки и оцените свою работу. Если вы считаете, что вы сочинили интересную, содержательную сказку – поднимите зелёную ладошку. А если вы считаете, что вам ещё необходимо поработать над своей сказкой – поднимите красную ладошку.
-Наш волшебный мешочек опустел, я положу в него
Тёплого летнего моря кусок,
с берега жёлтый и мягкий песок,
ясное солнышко,
песню соловушки
спрячу в волшебный мешок.
-Я думаю этот мешочек подарит нам ещё много новых сказок.