Папки-передвижки

Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей дошкольного возраста

Наталья Баранова
Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей дошкольного возраста

Развитие самостоятельности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. Я заметила, что, предпосылки к самостоятельной деятельности начинают формироваться у ребенка уже в младшем дошкольном возрасте, во время работы с карандашами, красками, шаблонами, трафаретами, бумагой.

Публикация «Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Одним из видов деятельности, основанный на наложении различных форм и закреплении их на другом материале, вырезании является аппликация.

Занятия по аппликации интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. В процессе занятий у детей развивается память, внимание, воображение, конструктивное мышление, расширяется игровой опыт, обогащается словарь и происходит это при многократном и систематическом повторении, обеспечивая формирование прочных умений и навыков.

В процессе своей работы я отметила несколько этапов развития самостоятельности, которая формируется по мере взросления ребенка, и на каждом из них имеет свои особенности.

На занятиях аппликацией у дошкольников : важной составляющей работы первого этапа является создание соответствующей предметно-развивающей среды, для этого в группе я создала уголок ручного труда, где подобраны материалы и инструменты для экспериментирования с бумагой, дидактическое пособие «Виды бумаги». (фото игр, альбома виды бумаги). На этом этапе привлекаю ребёнка к выполнению отдельных заданий, однако способ их выполнения для него безразличен и при трудностях он легко отступает («Я никак»). В этом случае я, не торопясь с подсказкой, стараюсь косвенно подвести ребенка к правильному решению. (Например, если ребенок неровно срезал у полоски углы – получились неодинаковые, косые срезы крыши. Это его огорчило – я предлагаю подумать, как можно сразу получить два одинаковых угла и только, если ребенок совсем затрудняется, подсказываю прием работы: нужно сложить полоску пополам, не делая линию сгиба, срезать угол). Ребенок приобретает ряд умений и навыков самообслуживания, которые характеризуются как неустойчивое стремление («Я сам умею»). Поставленные задания он выполняет с удовольствием и уже большей настойчивостью, самостоятельно или при незначительной помощи взрослого,но легко отвлекается. Ребёнок начинает отрицать помощь со стороны взрослых в тех процессах, которыми уже овладел, поэтому я перехожу ко второму этапу, где формируется устойчивое стремление («Я сам могу»). Здесь ребёнок проявляет упорство и настойчивость при возникновении затруднений в своей деятельности, у него появляется уверенность в своих силах, выполняет различные работы по собственному замыслу. На основе уже имеющихся знаний, умений и навыков ребёнок учится самостоятельно реализовывать ту или иную тему. Появляется интерес к качеству продуктивной деятельности, результату труда. Ребенок упорно отказывается от помощи, но в то же время ищет словесной поддержки со стороны взрослых («Я так?», «Я правильно?»). Чтобы работа была результативной, на данном этапе, я заинтересовываю самих родителей. Побуждаю их совместно с детьми к созданию разнообразных поделок, которые могут использоваться в детском саду и дома.

Когда ребё нок уже уверенно говорит: «Я сам могу!», перехожу к третьему этапу, здесь ребенок уже владеет рядом прочных умений и навыков, в частности аккуратностью и чистоплотностью. Трудности преодолевает самостоятельно; настойчиво ищет решение возникшей проблемы. На занятиях и в повседневной жизни он уже вполне самостоятельно может выполнять коллективные работы разнообразного содержания ( например: изготовление для сюжетно-ролевых и театрализованных игр бумажных атрибутов, игрушек-персонажей, сказочных героев и т. д.) У ребёнка наблюдается развитие уверенности в себе, сочетающееся с возрастающей требовательностью, объективной самооценки. Появляется забота о товарищах и взаимопомощь.

Чтобы детям всегда было интересно и занимательно проходить все этапы, я широко использую игру в обучении. Создаю игровые ситуации, направленные на решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев, обыгрываю с детьми готовые поделки.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходят существенные изменения волевой функции ребенка: формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам.

Мой опыт работы показывает, что аппликация оказывает большое значение для развития самостоятельности детей, как одного из ведущих качеств личности при подготовке к школе, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Дети становятся более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, в понимании значения слова «самостоятельность», свободно оперируют этим понятием, применяют к себе и сверстникам. Повышается уровень самоконтроля, более объективной становится оценка детьми своих возможностей.

Поэтому такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Самостоятельность - работа, совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.

Инициатива – первичный признак самостоятельности, показывающий независимость от посторонних влияний самого источника возникновения конкретного действия.

Публикации по теме:

Проект по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности «Мы растём»Проект по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности «Мы растём» Возраст участников: от 2-х до 3-х лет Тип проекта: Краткосрочный, групповой, игровой и межпредметный Состав проектной группы : воспитатель,.

Использование головоломок для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. Самостоятельность – это постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Крутецкий.

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» План – конспект проведения родительского собрания «Вечер досуга родителей с детьми». Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Для Вас, родители! Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать его от всяческих проблем и забот.

План работы по самообразованию «Развитие самостоятельности в группе раннего возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний.

Проект «Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе одевания» 1. Актуальность проблемы Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность ее формирования на самых ранних.

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста Проблема сиротства приобрела национальные масштабы. К ее решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи,.

Консультация «Развитие творческого воображения на занятиях по ручному труду у детей старшего дошкольного возраста» Все мы родом из детства.». Эти прекрасные слова Сент-Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни. Эти слова могли бы.

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий,.

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Родительское собрание. Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». Цель: • Дать родителям знания о значении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 ноября 2015 в 16:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД