Папки-передвижки

Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения (4 фото)

Евгения Чередниченко
Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное положение. На всех видах занятий необходимо вести систематическую работу по развитию зрительного восприятия, формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов - это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребёнка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство такого предмета, который воспринимается в данный момент.

Публикация «Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения. Искажённое сенсорное отражение признаков предметов и изображений влияет на формирование зрительных образов и опознавательный этап восприятия. Нарушение механизмов восприятия, в свою очередь, сказывается на развитии несенсорных психических функций : наблюдается более позднее, чем в норме, формирование операций анализа, синтеза, обобщения и категоризации.

Цвет осознаётся ещё в пред дошкольном возрасте (2-3 год, ребёнок активно использует этот эталон, так как может узнавать и различать цвета среди многих. Дети усваивают названия цветов, умеют локализовать заданный цвет и его оттенки, умеют сравнивать и соотносить заданный цвет с признаками конкретного предмета. Дети умеют выделять цвет среди других признаков предмета. Все эти умения – это сенсорные операции.

Легче всего в самостоятельной жизни овладеть сенсорным эталоном цвета, так как это определяется врождённой функцией цветоразличения.

Восприятие цвета – одномоментная операция. То есть на уровне сенсорных операций узнавания и называния цвет непосредственно не связан с прослеживающей функцией глаза. Трудности у детей с нарушениями зрения связаны с низкой различительной способностью, с характером нарушения зрения, с сужением поля зрения, поэтому:

- дети трудно овладевают цветами сине-фиолетовой части спектра и их оттенками;

- трудно усваивают локализацию цвета их множества, соотнесение и сравнение однородных цветов;

- зрительное восприятие дошкольников ситуативно;

- развитие ребёнка с нарушением зрения с возрастом влияет на овладение эталоном, но не все операции доступны для овладения:

- называние и узнавание развивается пропорционально возрасту;

- сравнение и соотнесение цветов с образцом более трудны, здесь нет прямой пропорции с возрастом.

Сложнее, чем эталоном цвета дети овладевают эталоном формы, так как выделение формы зависит не только от остроты зрения, но и от развития прослеживающей функции глаза.

Сенсорные операции овладения сенсорным эталоном формы :

- дети должны уметь локализовать геометрические фигуры заданной формы;

- знать названия простых геометрических форм с показом их и без него;

- должны уметь выделять и называть формы геометрических фигур и предметов, изображённых в разном пространственном расположении;

- уметь сравнивать и соотносить геометрические формы между собой и с формой конкретных предметов;

- должны уметь оперировать формой как признаком предмета.

Представления должны быть о формах в разных модальностях: в силуэтом, контурном виде.

Дети с нарушениями зрения значительно отстают в овладении эталоном формы от здоровых сверстников. Они с трудом усваивают даже узнавание и называние формы. Самостоятельно не овладевают, так как при этих операциях они должны выполнять два зрительных действия: обвести по контуру взором; сравнить каждую часть. А прослеживающая функция является нарушенной (амблиопичный глаз не участвует в прослеживании). Таким образом, эти зрительные действия не развиваются.

Особенно трудно происходит овладение процессами локализации и соотнесения. Даже узнавание знакомой фигуры затруднено, если она даётся в необычном расположении. Переход зрительных действий в умственный план задерживается.

Овладение эталоном пространства зависит от различительной способности глаза, от характера зрения, от овладения ребёнком нестереоскопическими способами восприятия предметов в пространстве.

Операции:

- локализация предмета в пространстве по величине и форме;

- соотнесение величины и формы предмета с другими в зависимости от места расположения и расстояния (от себя, между предметами);

- умение оценивать расстояние.

Это самый трудный для восприятия эталон.

Большинство детей затрудняется оценивать взаимное расположение предметов.

Затруднено точное оценивание расстояния между объектами.

Затруднено определение и называние направления расположения объектов (впереди, сзади, справа, слева).

Наиболее легко усваивается локализация величины.

В ходе формирования и развития системы сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения педагог должен ориентироваться на основные стратегии.

Первая состоит в организации зрительного поиска ребёнком заданного элемента в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения. Педагог должен научить ребёнка осуществлять чисто зрительное движение по системе сенсорных эталонов, представленных в ряду. Оно должно быть направлено на поиск эталона, идентичного заданному образцу.

Вторая, более сложная стратегия состоит в организации зрительного поиска эталона по представлению (мнемическому образу).

Третья стратегия предполагает формирование устойчивой связи между эталоном и словом.

Все три стратегии могут включаться в выполнение элементарных, простых, сложных заданий. Успешность усвоения сенсорных эталонов может оцениваться на основе показателей точности построения рядов, состоящих из последовательностей различных эталонов.

Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения
Фото №1 Нарушение зрения Фото №2 Обучение детей с нарушением зрения нарушением зрения поступающие в детский сад не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире Фото №3 Из за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов их форму величину цвет и пространственное положение
Публикации по теме:

Дидактические игры по усвоению сенсорных эталонов для дошкольников Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Цвет». 1. «Накормим птичек». Материал: 4 небольшие емкости основных цветов.

Дидактические игры для освоения сенсорных эталонов (младший дошкольный возраст)Дидактические игры для освоения сенсорных эталонов (младший дошкольный возраст) Многофункциональное дидактическое пособие для игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Пособие состоит из: -основы,представляющей.

Презентация «Формирование ориентировки в пространстве у детей 4–5 лет с нарушениями зрения посредством развивающих игр» Выполнила: воспитатель Ракитина Елена Юрьевна Направления и актуальность: Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития.

Конспект совместной образовательной деятельности по ОБЖ в старшей группе для детей с нарушениями зрения Цель: 1. Учить различать плохие советы и поступки. Понимать, что красивая привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним.

Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке»Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.

«В гости к лесным зверятам». Конспект занятия по формированию сенсорных эталонов в средней группе для детей с УО Конспект занятия по формированию сенсорных эталонов в средней группе для детей с умственной отсталостью Подготовила и провела учитель-дефектолог.

Консультация для воспитателей «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста» Формирование сенсорных эталонов – это развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, целостности. Сенсорное воспитание является.

Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста» Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного.

Социально-культурная реабилитация детей с нарушениями слуха и зрения СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ В настоящее время в России большое внимание уделяется детям с ограниченными.

Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения Дети с нарушениями зрения часто испытывают трудности при ориентировке в пространстве. Семья, для ребенка является первичным социальным окружением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 3 марта 2019 в 12:05
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Чередниченко (УИ 498665) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД