МААМ-картинки

Развитие связной речи детей 3–4 лет средствами игровой деятельности

Елена Прибыткова
Развитие связной речи детей 3–4 лет средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие связной речи детей 3-4 лет средствами игровой деятельности»

Автор: Прибыткова Елена Владимировна

МБДОУ "ДС №124 г. Челябинска"

Введение

(актуальность)

«Детская речь на ранних этапах своего

развития питается неисчерпаемой

жизненной силой игры…»

К. Д. Успенский.

Публикация «Развитие связной речи детей 3–4 лет средствами игровой деятельности» размещена в разделах

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Без овладения речью, а точнее, связной речью, невозможно дальнейшее развитие и образование ребенка. Становление связной речи – серьезная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению.

Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность. Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3-4 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. При систематической работе по развитию речи средствами игровой деятельности у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности. Причиной острой необходимости развития речи  детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности. Однако известно, что умение играть (особенно это относится к ранним этапам дошкольного детства) возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех.

.Методы и приемы работы

В своей работе по развитию связной речи у детей 3-4 лет средствами игровой деятельности, я использую как традиционные, так и инновационные методы обучения:

1. Метод наглядного обучения. Он эффективен для закрепления представлений о правилах общения.

2. Игровой метод. Настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры.

3. Объяснительно – иллюстративные методы: (объяснение, показ, рассматривание). Это наиболее эффективные способы передачи детям систематизированного опыта. Кроме того, объяснительно-иллюстративные методы позволяют сделать следующий шаг – сформировать умения и навыки речевой коммуникации в той или иной ситуации по предложенному образцу. (На этом этапе особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми.)

Педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:

1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Рекомендуется включать в игру малышей старших детей.

5. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него - живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла - человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь - игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.

Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка. Взрослые уделяют недостаточно внимания свободным, но под педагогическим контролем оформляющимся играм детей. В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр, прежде всего в интересах развития языка детей.

Эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, совместная деятельность со взрослым. В своей самостоятельной игре дети вновь возвращаются к действиям с игрушками, к ролям, но освоенные умения вместе придумывать новые сюжеты позволяют им более полно и согласованно реализовывать игровые замыслы. Определив форму совместной игры взрослого с детьми (игра-придумывание, поставим следующий, далеко не праздный вопрос: что и как «придумывать»? Чтобы не вылиться в автономное фантазирование каждого участника «для себя», игра-придумывание первоначально нуждается в смысловых опорах, продвигающих работу воображения всех участников вперед и направляющих ее в достаточно широкое, но всё же, общее русло. Такими опорами могут быть уже известные детям сюжеты. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Постановка воспитательных задач в разных видах деятельности помогает обогатить игру и общение детей :

Использование экскурсий, встреч с людьми разных профессий помогает раскрыть содержание труда взрослых с разных сторон, обогатить детей яркими впечатлениями об окружающем, а в дальнейшем разнообразить сюжет игры.

На музыкальных занятиях, занятиях по рисованию, лепке и аппликации наравне с обучающими задачами ставятся задачи на воспитание заботы, внимания доброжелательности, отзывчивости. Среди интересных тем можно выделить «Улыбнись другу»«Осеннее пальто для куклы»«Сапожки для Сережки».

Использование пальчиковых игр «Пальчики здороваются», "Этот пальчик дедушка.», «Нам здороваться не лень»«Мы делили апельсин»«Мамины помощницы»«Можно и нельзя»«Строим дом» так же формирует модель доброжелательных отношений.

Создание условий в группе нацелено на развитие самостоятельной деятельности детей, на полноценное общение в игровой деятельности, на умение вести себя определенным образом с игрушкой. Дети стремятся к взаимодействию друг с другом. но не всегда точно знают и соблюдают требования, предъявляемые к тому или иному персонажу выбирают уместные способы общения со сверстником, проявляют доброжелательное отношение к нему.

Организация работы с детьми по развитию навыков игрового общения со сверстниками строится согласно следующим  подходам:

- заинтересовать проблемой, ввести в игровую ситуацию. Для этого детям задаются  вопросы: «Что происходит? Что случилось? Как возникла проблема? Кто участники событий? Почему возникли затруднения?»

- вызвать сопереживание участникам ситуации и понимание их затруднений.   Вопросы: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо?»

- побудить детей к поиску возможных вариантов и способов решения ситуации.   Вопросы«Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать?»

- включить детей в конкретное практическое действие. Проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь решить конфликт.

-

Развивать мышление, память, моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

Игры и игровые упражнения«Хохлатка»«Уточка»«Два гуся»«Сложи картинку»«Чьи детки»«На птичьем дворе»«Петушок»«Курочка – рябушка»«Угадай, кто кричит»

Пальчиковая гимнастика«Гусь»«Петушок»«Курочка»«Утята»«Курочка пьет воду»

3-4 недели: тема «Домашние животные»

Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных, познакомить с обобщающим понятием «Домашние животные». Учить узнавать их по описанию, развивать зрительное восприятие, зрительное внимание, зрительную память, тактильное восприятие, мышление. Учить правильно образовывать имена существительные, обозначающие детенышейразвивать высоту голоса. Вырабатывать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, упражнения в отчетливом произношении звуков «з»«ж»«р». Воспитывать бережное отношение к животным. Закрепить произношение звукоподражательных слов.

Игры и игровые упражнения«Коза рогатая»«Конь»«Лохматый пес»«Собачка и воробей»«Непослушный козел»«Угадай, кто кричит?»«Чьи детки?»«Цок –цок –цок»«Чей домик?»«Кисонька – Мурысонька»«Кошечка крадется» Как у нашего кота», «Лошадки»«Кролик серый скачет ловко»

Пальчиковая гимнастика«Собачка»«Кошка»«Лошадка»«Коза»«Поглядим котенка»«Коготочки!»«Коза рогатая»«Встреча»«Котята»

Февраль:

1-2 недели: тема «Дикие животные»

Цель: Закрепить знания и представления о диких животных, узнавать и называть их детенышей. Учить детей составлять по вопросам описание игрушки, объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ. Активизировать в речи детей свойства и качества предметов.  Развивать способность имитировать движения животных. Учить правильно, употреблять простые предлоги.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству, любовь и бережное отношение к природе.

Игры и игровые упражнения«У медведя во бору»«Лиска – лиса»«Лиса и гуси»«зайка»«У кого кто?»«Зайка серенький сидит»«Звериная зарядка»«Где спрятался зайчик?»«Зайка»«кто где живет?»«Зайцы, лиса и медведь»«Нади свой дом»

Пальчиковая гимнастика«На лужок»«Белка»«Зайчик»«Зайка и ушки»«Зайчик в норке»«Зайка и барабан»

3-4 недели: тема «Рыбы»

Цель: Расширять и уточнить представления детей о рыбах, воспитывать у детей умение при рассматривании рыбки выделять и называть ее цвет, размер, особенности внешнего вида. Помочь усвоить соответствующий словарь. Учить наблюдать за живым объектом, вызывать у детей желание ухаживать за рыбкой.

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения. Побуждать детей выражать свои впечатления в связных высказываниях.

Развивать зрительное внимание. Воспитывать любовь к живой природе.

Игры и игровые упражнения«Аквариум»«Рыбка плывет»«Рыбаки и рыбки»«Один – много»«Скажи ласково».

Пальчиковая гимнастика«Жил был один налим»«Улитка»«Рыбка плавает воде»

Март:

1-2 недели: тема «Семья»

Цель: Уточнить знания детей о родственных связях. Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ (2-3 предложения) о своей маме, о папе (о других родственниках по желанию детей). Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы (добрая, ласковая, красивая, нежная, сильный, умный, работает, убирает, читает, ремонтирует, помогает).

Учить выразительности мимики.  Развивать слуховое внимание, мелкую моторику.

Воспитывать любовь и уважение к своим близким, культуру поведения.

Игры и игровые упражнения«Угадай, чей голосок»«Ладушки - оладушки»«Мы веселые ребята»«Каравай»«Соседи»«Волшебное зеркало»«Еду - еду»«Весело и грустно» - мимические упражнение.

Пальчиковая гимнастика:

 «Моя семья»«Наш малыш»«детки»«Большой братец»

3-4 недели: тема «Мебель»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами мебели их назначением. Учить различать и называть детали мебели, обратить внимание на сходство ряда предметов (стул – кресло- табурет). Учить использовать в течи простые предложения, согласовывая в них слова (убрали большое кресло, не стало большого кресла). Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около. Учить имитировать движения, развивать мелкую моторику рук.

Апрель:

1-2 недели: тема «Весна»

Цель: Познакомить детей с характерными признаками весны, учить устанавливать простейшие причинно – следственные связиразвивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Активизировать качественный словарь. Знакомить детей со значением и содержанием потешек – закличек, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко – ведрышко». Помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла».

Воспитывать бережное отношение к природе.

Игры и игровые упражнения«Птички летают»«Птички в гнездышках»«По камушкам через ручеек»«С кочки на кочку»«Птичка раз! Птичка два!»«Веселый воробей»«Солнечные зайчики»«Мы веселые ребята»«Скворечник»«Через ручеек»«Когда это бывает?»«Тихо – громко»«Ветер и птицы»«Воробушки»«Дождик».

Пальчиковая гимнастика«Дождик»«Солнце»«Цветок»«Птенчики в гнезде»«Скворечник»«Дерево».

3-4 недели: тема «Транспорт»

Цель: Уточнять и расширять знания детей о транспортеразвивать умение находить признаки сходства и различия и выражать их в речи. Познакомить с работой светофора, его назначении, сигналах. Закрепить знания детей цвета (красны, желтый, зеленый). Помочь детям усвоить содержание картины, воспитывать умение слушать и воспринимать рассказ воспитателя, составленный по картине. Воспитывать умение вести себя в транспорте.

Игры и игровые упражнения«птицы и автомобиль»«Еду – еду»«Поезд»«Цветные автомобили»«Трамвай»«Самолеты»«Чей пароход лучше гудит»«Капитаны»«Светофор»«Можно ездить или нет?»«Покатаемся на машине»«Угадай какой поезд»

Пальчиковая гимнастика:

Вертолет», «Качаем лодочку»«Лодка»«Пароход»«Лодочка»

Май

тема «Насекомые»

Цель: Расширять представления о жизни насекомых. Учить различать их. Ввести в речь  существительные: жук, бабочка, пчела, муравей, оса, божья коровка. Познакомить детей с новой сказкой, воспитывать умение слушать и понимать содержание произведения, вызывать умение слушать и понимать содержание произведения, вызывать эмоциональный отклик на прочитанное, уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описанные загадки.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Игры и игровые упражнения«Поймай бабочку»«Песенка стрекозы»«Пчелы»«жуки»«Пчелы собирают мед»«Пчелки»«Кто как передвигается»

Пальчиковая гимнастика«Оса»«Жук»«Комарик»«Бабочка»«Насекомые»

3 неделя: тема «Лето»

Цель: уточнить у детей общее представление о лете, как о времени года, о его характерных признаках. Учить сравнивать. Обогащать словарь по теме. Учить отвечать на вопросы.  Развивать слуховое и зрительное внимание, тактильное восприятие, мелкую моторику.

Воспитывать любовь к родной природе

Игры и игровые упражнения«Парные картинки»«Когда это бывает»«Солнечные зайчики»«Скажи слово»«Какой цветок сорвали»«Ловушки»

Пальчиковая гимнастика:

 «Дерево»«Веер»«Здравствуй, солнце золотое»«Солнце»«Цветок»

4 неделя: Повторение

Цель: закрепление навыков и знаний, полученных на предыдущих занятиях.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей 3–4 лет средствами игровой деятельности
Опубликовано: 29 апреля 2020 в 10:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи детей 3–4 лет средствами игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Прибыткова (УИ 292524) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД