Юлия Алексеевна Мушенок
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством работы в музее ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Мушенок Ю. А., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №365», г. о. Самара
Развитие связной речи детей дошкольного возраста
посредством работы в музее ДОО
Эффективность логопедической работы с детьми дошкольного возраста во многом зависит от тех средств, которые в своей работе применяет педагог, от того, насколько они вызывают у детей интерес и соответственно, внутреннюю мотивацию к деятельности.
Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством работы в музее ДОО» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наш опыт показывает, что одной из эффективных форм работы является организация логопедических занятий в рамках музея детского сада. В нашем детском саду педагогами создан музей «Русская изба», где ведется работа с детьми, которая одновременно способствует как развитию связной речи, так и познавательному и художественно-эстетическому развитию. Занятия проводятся с детьми всех возрастных категорий, специфика и сложность предлагаемых детям заданий зависит от тех целей и задач, которые ставит перед собой педагог.
Рассмотрим в качестве примера работу с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности. Ценность организации ряда занятий именно в музее детского сада состоит в том, что в необычной обстановке у детей повышается мотивация к мыслительной и речевой деятельности, появляется интерес, создается благоприятная психологическая атмосфера. Под музей выделена отдельная комната, стены стилизованы под бревенчатую избу с резными ставнями, присутствует в натуральную величину макет русской печи. В музее все экспонаты расположены органично так, как предметы находились в настоящей избе: часы с кукушкой на стене, глиняные горшочки у печи, самовар и т. д.
В ходе работы по развитию диалогической и монологической формы связной речи мы решаем комплекс коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Расширяем лексический запас дошкольников словами из древнего русского быта («чаепитие», «самовар», «лучина», «посиделки», «горница», «конфорка», развиваем фонематический слух, формируем навыки словообразования и т. д. Кроме того, вызываем у детей интерес к русской культуре, к пословицам, поговоркам, загадкам и другим жанрам устного народного творчества.
Приведем некоторые примеры работы с детьми в музее.
Русский народный фольклор содержит в себе прекрасные образцы таких жанров, которые способствуют речевому развитию детей : в частности, это скороговорки, чистоговорки и т. д. Данные жанры мы применяем в ходе работы в музее, они в полной мере соответствуют контексту: развитие связной речи в культурной среде музея «Русская изба».
В целях развития фонематического слуха разгадываем с детьми ребус «Самовар». На магнитной доске представлено 7 фотографий предметов. Дети должны правильно произнести первый звук в каждом слове, а потом из них составить слово «самовар». Показываем детям настоящий самовар в избе, а дети посредством пантомимы изображают его.
Частью работы по речевому развитию являются игровые задания на дифференциацию звуков. При этом мы приводим детям примеры предметов (и, соответственно, слов) из русского быта, в которых содержатся звуки, схожие по каким-либо признакам.
Развитию навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов способствует проводимая нами игра «Скажи ласково». Учитель-логопед показывает детям экспонаты музея «Русская изба», предлагает назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме («чашка – чашечка», «самовар – самоварчик», «блюдце-блюдечко»).
В целях развития монологической связной речи высокую эффективность показывает составление рассказов посредством метода наглядного моделирования. В музее «Русская изба» дети, ориентируясь на фотографии и экспонаты музея, составляют рассказы как по заранее известным им сюжетам, так и создают собственные повествования - импровизации. В ходе такой работы расширяется словарный запас, формируются навыки построения связной речи, развивается творческое воображение.
Отметим, что одним из достоинств организации логопедической работы в музее является наличие тактильного контакта детей с экспонатами.
Так, например, дети заплетают косы русским народным куклам, что способствует развитию мелкой моторики, следовательно, и речи (так как речь и мелкая моторика связаны).
В процессе подготовки к логопедическим занятиям в стенах музея «Русская изба» мы учитываем технологию развития связной речи дошкольников (Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко, а также программу логопедической работы по преодолению ОНР у детей (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).
Нами разработан комплект конспектов логопедических занятий, который позволяет вести педагогическую работу в плановом режиме. В качестве примера рассмотрим конспект занятия «Посиделки у Арины».
Данное занятие проводится с детьми 6-7 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. Занятие проводится в подгрупповой форме, продолжительность занятия составляет 25-30 минут. К занятию подготовлены такие элементы образовательной среды, которые способствуют повышению мотивации детей : кукла Арина в русском народном костюме, музыкальное сопровождение (песня «Самовар» – слова и музыка Т. Музыкантовой). Также в ходе занятия применяются экспонаты музея «Русская изба», магнитная доска, мяч и комплект картинок.
В ходе вводной части осуществляем настрой детей на занятие : слушаем песню «Самовар», дети отгадывают загадки, слушают рассказ педагога о русском быте, знакомятся с экспонатами музея. В ходе основной части осуществляется работа по развитию фонематического слуха (разгадывание ребуса «Самовар», усвоению значения новых слов (проводится беседа об экспонатах музея, дети произносят русские пословицы и поговорки). Чтобы снять у детей психофизическое напряжение, проводится динамическая пауза. Также в основной части занятия проводится игра «Скажи ласково» по развитию навыков образования существительных с помощью суффиксов.
На заключительном этапе проводится рефлексия: дети рассказывают о своих чувствах, при этом наполняют тарелочку сушками, если занятие понравилось. В ходе рефлексии дети учатся выражать свои эмоции и настроение, развивается связная речь.
Таким образом, наш опыт показывает, что эффективность логопедических занятий может быть повышена в ситуации, когда учителем-логопедом созданы специальные мотивирующие условия для детей. В частности, таким условием может быть проведение логопедической работы в музее детского сада. При этом игровые и иные логопедические задания должны соответствовать тематике музея.