Папки-передвижки

Развитие связной речи у детей посредством составления описательного рассказа по игрушке. Работа с родителями

Сушкова Наталья Николаевна
Развитие связной речи у детей посредством составления описательного рассказа по игрушке. Работа с родителями

Актуальность.

Содержание данной работы с родителями направлено на ознакомление родителей с проблемой речевого развития детей; на обучение родителей составлению вместе с ребенком описательного рассказа.

Цель: обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей.

Задачи:

1. Показать возможность развития связной речи через рассказывание по игрушке.

Публикация «Развитие связной речи у детей посредством составления описательного рассказа по игрушке, Работа с родителями» размещена в разделах

2. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Ход:

1. Вступительное слово

- Здравствуйте, уважаемые родители, как здорово, что у нас так много неравнодушных пап и мам, которые интересуются жизнью своих чад, и хотят, как можно больше узнать об их развитии и помочь им гармонично расти.

2. Основная часть

Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. Из моего и опыта моих коллег видно, как сложно детям овладевать свободным высказыванием.

Из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление рассказа – это те же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи.

Именно с игрушкой ребёнок взаимодействует с самого рождения. И она становиться одной из самых доступных средств, через которые с ребёнком можно пообщаться, вызвать его на диалог, а затем и на самостоятельное высказывание.

И сегодня мы с вами поговорим о том, как дома вы сами можете легко и доступно развивать качественную, грамматически связную речь в игровой форме.

Высказывание об игрушке влияет :

1. На сенсорное восприятие, развитие наблюдательности;

2. Творческое мышление и воображение;

3. Закрепление и активизация словаря, или же служит источником новых слов;

4. Положительные эмоции и желание высказываться;

Какие же игрушки могут использоваться? Дидактические (матрёшки, башенки, пирамидки, бочонки); сюжетные (образные) : куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединё нные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; наборы, составленные воспитателем или детьми, — мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребёнка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для общения нужно использовать новые или чем-то обновлённые знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребёнка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Различают несколько видов рассказывания по игрушке

1. Описание игрушки — связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

2. Сюжетное рассказывание (повествование).

3. Рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;

4. Рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

Какова же последовательность беседы об игрушке.

Младший возраст (3-4 года). В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию.

Поскольку каждая игрушка вызывает у ребёнка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для описаний нужно использовать новые или чем-то обновлённые игрушки (кукла в новой одежде; мишка, сидящий в магазине).

Начать можно с загадывания загадки, стихотворения, потешки об игрушке (не показывая её, придумать историю, как она сюда попала.

Грива на шее, хвост трубой, меж ушей чёлка (конь);

Мишка пришёл из леса, и специально для тебя принёс мёд от пчёл.

Вместе с малышом рассмотрите игрушку, дайте потрогать. Задайте вопросы ему по игрушке. Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А что это?

Затем взрослый сам обобщает все ответы в единое высказывание. К нам пришла кошечка. У неё на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошки и длинный хвост. Она лакает молоко и мяукает: мяу! Мяу!

В следующем этапе пусть ребёнок сам повторит описание взрослого.

Совместное составление описания. Взрослый начинает, а ребёнок продолжает

Это (котёнок). Он (маленький). Котёнок любит (молоко). И т. д.

В конце можно придумать игру с этим предметом. Сводить в гости к другим игрушкам. Пофантазировать о приключениях, которые могли бы случиться с ним.

Средний возраст (4 -6 лет).

В этом возрасте важно заложить основу для развития умения самостоятельно описывать игрушки.

Начать можно с загадывания загадки, стихотворения, потешки об игрушке (не показывая её, придумать историю, как она сюда попала.

Рассматривание игрушки. Уточните особенности внешнего вида и образ жизни в игрушке живого существа, подбираются сравнения, определения. Пугливый заяц, осторожная хитрая лиса

Придумайте для малыша план, по которому он может рассказать о предмете. Для этого, важно задавать вопросы в определённом порядке. Кто это? Какой он? Что он делает (умеет делать? Как ты к нему относишься?

Здесь так же возможен вариант, когда у вас и у ребёнка 2 похожие игрушки (куклы разных размеров и в разной одежде, 2 разных собачки и т. п.) Вы рассказываете по плану о своей игрушке, а ваше чадо, одновременно о своей.

Попросите ребёнка самостоятельно рассказать об игрушке, по тому же плану, без вашей помощи.

Старший возраст (6-7 лет).

В этом возрасте ребёнок, уже самостоятельно составляет рассказ, взрослый лишь задаёт план и схему пересказа. Но всё равно важно не опускать игровой момент, заинтересованность.

Обыграйте появление игрушки. Например, почтальон принёс посылку. Затем можно загадать загадку.

Предложите рассмотреть внимательно игрушку, обращая внимание на внешний вид и качества – цвет, форма, размер, материал.

И затем по этой же схеме попросить рассказать об этой игрушке.

Для облегчения пересказывания можно для ребёнка нарисовать схему с символикой микротем описания. Лист картона 45 на 30 см делиться на квадраты по количеству признаков предметов. В каждый квадрат помещают символ, подсказывающий детям последовательность изложения.

В конце можно поговорить об отношении к этой игрушке, попросить загадать загадку про неё для другого члена семьи или друга, опираясь на признаки.

С этой игрушкой в дальнейшем можно придумать историю, проиграть, так, чтобы интерес к ней не пропал.

Во время пересказа можно подсказывать слова, дополнять, поощрять улыбкой. Важно отслеживать правильность высказывания, грамотность (соотнесение слов в падежах, числах и т. п.).

А сейчас я вам предлагаю выбрать возраст и самим попробовать обыграть ситуацию с игрушкой. Вам нужно будет составить рассказ именно по этой игрушке, следуя алгоритму.

Родители разделяются на несколько команд. У каждой команды своя игрушка.

Благодарю вас за такую продуктивную работу, надеюсь, что эта информация будет полезной для вас и вы обязательно примените её на практике дома!

Сейчас я раздам вам памятки по составлению рассказов.

Подведение итогов.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект «Составление описательного рассказа по игрушке «Цыпленок» Тема: "Составление описательного рассказа по игрушке цыпленок" Тип: контрольно-проверочный Группа: средняя. Виды детской деятельности: игровая,.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине. Задачи: Учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей посредством составления описательного рассказа по игрушке. Работа с родителями
Опубликовано: 27 сентября 2021 в 14:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД