Папки-передвижки

Развитие связной речи у дошкольников через использование приёмов мнемотехники

Барышникова Татьяна Петровна
Развитие связной речи у дошкольников через использование приёмов мнемотехники

Воспитатель: Барышникова Татьяна Петровна

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их налёту»

К. Д. Ушинский

Формирование речи в дошкольном возрасте является одной из острых проблем нашего времени.

Публикация «Развитие связной речи у дошкольников через использование приёмов мнемотехники» размещена в разделах

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.

• Несформированность грамматического строя речи

• Нарушение звукопроизношения.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Связная речь – это развернутое, логически выдержанное, грамотное, последовательное изложение своих мыслей. Одним из простых и очень действенных приёмов улучшения связной речи ребенка является обучение детей, с применением приёмов мнемотехники.

Мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Особенности данного метода - применение не изображения предметов, а символов, которые должны быть максимально приближены к речевому материалу.

Таким образом, через символ легко воспроизводится информация. В качестве символов - заместителей используются : предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры. Основное правило: изображения должны быть простыми и понятными детям. Мнемотехникой можно заниматься с младшего дошкольного возраста, но продуктивнее вводить ее в занятия с 4-5-летними детьми, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Для детей старшего дошкольного возраста желательно использовать контурные изображения без цвета, чтобы не отвлекать внимание от символических изображений.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи :

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихотворений.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов на лексические темы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

-последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

«Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщённый образ предмета;

- раскрывать существенное в объекте;

- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна» .

Важно подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Таким образом, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Список использованной литературы

1. Нимаева Х. Д. Использование приемов мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста // Международный научный журнал «Вестник науки». – 2019г. - № 12.

2. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. № 4. С. 102-115.

3. Разживина Н. В. Использование мнемотехники в развитии речи детей (из опыта работы) // В сборнике: Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвещается 100 - летию РГУ имени С. А. Есенина. – 2015. – С. 292 - 296

Публикации по теме:

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у дошкольников через использование приёмов мнемотехники
Опубликовано: 24 мая 2024 в 00:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у дошкольников через использование приёмов мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Барышникова Татьяна Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

 Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД