Папки-передвижки

Развитие связной самостоятельной речи у младших школьников с недостатками слуха

Светлана Федотова
Развитие связной самостоятельной речи у младших школьников с недостатками слуха
▼ Скачать + Заказать документы

У глухих детей плохо развита устная речь и практически не развита диалогическая. Для интеграции необходимо формировать у глухого ребёнка навыки речевого общения. Создание речевой базы даёт возможность самостоятельного слуховосприятия простых, ежедневных выражений.

Существуют проблемы, связанные с особенностями познавательной деятельности детей:

- бедный словарный запас;

- дети недостаточно знают и пользуются глаголами;

Публикация «Развитие связной самостоятельной речи у младших школьников с недостатками слуха» размещена в разделах

- плохо развита монологическая речь;

- нет фразовой речи.

- затруднения при составлении описательных рассказов: работы детей представляют набор слов или коротких предложений, не связанных между собой;

- быстрая утомляемость;

- неумение довести начатое дело до конца.

Всё это послужило тому, что в своей работе основное внимание, я уделяю формированию монологической и дилогической речи, обучению детей составлению предложений, обучению рассказыванию, что способствует развитию письменной речи.

Для развития письменной, связной речи использую следующие приё мы:

1) списывание текста с различными заданиями грамматического характера;

2) слуховой диктант;

3) описание картинок (учащиеся описывают картинку по вопросам; описание по составленному плану);

4) работа в тетрадях для творческих работ (дети описывают яркие события дня по составленному плану и по вопросам);

5) написание писем друг другу или родителям;

6) работа с деформированным текстом.

Работа по развитию связной самостоятельной речи должна быть систематической. В дальнейшем большое внимание следует уделять не только овладению детьми орфографическими навыками, но и развитию умения логически связывать предложения между собой.

Основной задачей в обучении является формирование у детей диалогической речи, первоначальных её навыков. Исходной формы речи принята дактильная. В помощь восприятию устной речи используются карточки со словами и фразами, написанными в печатной форме. Сообщение нового материала сначала необходимо сопровождать дактилированием, затем тот же материал дети учатся воспринимать без него. В речи учителя дети получают образцы высказываний и способы их использования.

Уроки чтения и развития речи создают наиболее благоприятные условия для формирования речи. Ребята учатся работать коллективно и индивидуально; учатся обращаться ко мне, друг к другу с вопросами, заданиями, поручениями. Так, например, я прошу, чтобы учащиеся обратились ко мне с вопросом: «Спросите меня, как мы будем работать сегодня?» С подготовительного класса школьники работают по плану, отчитываются о каждой выполненной операции. На урока усваиваются вопросы: «Что ты будешь делать? Что ты сделал?» и т. п.

На уроках главной задачей является обучение глухих школьников речи в различных ее формах (диалогической (разговорной, монологической (связанной, устной, письменной, я стараюсь тщательно спланировать и связать с предыдущими и последующими уроками. Провожу уроки комбинированного типа, на которых осуществляется повторение пройденного материала, закрепление полученных знаний и умений. Независимо от вида работы на каждом уроке выделяются этапы урока, которые идут последовательно один за другим и взаимосвязаны между собой. Общая структура урока развития речи может быть такой :

I. Подготовительная часть (начальный этап) :

а) организационный этап (организация детей);

б) ознакомление с темой урока.

Для сообщения темы урока я использую разные методические приемы:

- обращаюсь к учащимся: «Какой сейчас будет урок? Почему, вы так думаете? Спросите у меня»;

- говорю ребятам: «Сейчас урок развития речи. Угадайте, что будем делать?»;

- побуждаю детей обратиться ко мне с вопросами: «Сейчас будет урок развития речи», учащиеся сами задают мне вопросы: «Что будем делать на уроке? Какая тема урока? и др.»

Такая организация начала урока вызывает активность детей, интерес к работе, побуждает их к словесному общению не только со мной, но и между собой.

II. Основная часть.

а) Составление плана деятельности детей на уроке. В своём классе план работы помещаю на классную доску. Спрашиваю детей: «Что будем делать сначала? Что будем делать потом? Что мы делали?

б) выполнение учащимися определенного вида работы по развитию речи (описание экскурсии, вчерашнего дня, составление рассказа по картине или серии картинок, описание предмета и т. д.) и руководство деятельностью детей (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального подхода).

Развитие речи учащихся имеет свои виды работ. Они определяются требованиями нашей программы:

- понимать обращения и выполнять поручения, выражать просьбу;

- обращаться к товарищу по заданию учителя, а также по собственному побуждению;

- сообщать о выполненной и предстоящей работе;

- составление поручений и отчета о их выполнении;

- ведение диалога (АВК).

АВК – аудиовизуальный курс верботонального метода.

Принципы:

1. Строится на естественном изучении речи. Все элементы изучаются не изолированно, а в целом.

2. Необходимо выбрать самое естественное, конкретное.

3. Речевая ситуация является основной формой обучения.

4. Диалог – основа АВК.

5. Необходима картинка.

6. Необходим слуховой аппарат.

Методика проведения АВК:

1. Демонстрация и запоминание.

2. Работа над пониманием содержания.

3. Повторение.

4. Драматизация.

5. Активизация – перенос в другую ситуацию.

Демонстрация картинок молча.

1) Педагог показывает картинку, а затем озвучивает её и так рассказывает всю тему. Можно повторить ещё раз слухозрительно.

2) Рассказывают дети, если затрудняются, то обращаются за помощью к другим детям. Здесь можно работать над произношением. Дети должны повторять, пока не усвоят. Как помощь можно давать отдельные слова на слух.

Работа над пониманием содержания.

1. Задаются вопросы по содержанию. Нужно убедиться, что дети поняли.

2. Повторение.

3. Игры, работа на слух.

Драматизация.

1. Картинки перед детьми, идёт драматизация. Один ученик во всех ролях.

2. Картинок совсем нет.

3. Задаются вопросы; дети задают вопросы друг другу. Пересказ. Помощь учителя идёт только на слух.

Методические требования:

Картинка должна быть динамичной. Изображение может быть схематичным. У лица, который говорит должен быть открыт рот. Если идёт отрицание, то картинку зачёркивают чертой. Если не включается в содержание, то в облачке. Если слова автора, то изображается рука. Можно использовать слухоречевые диктанты, можно задавать вопросы. В конце несколько изменить ситуацию. Учить на каждом уроке.

Какое же значение картинки?

1. Она даёт возможность понимания обыкновенных символов в языке.

2. Связывает выражения с реальной ситуацией.

3. Помогает звуковому пониманию.

Цель АВК:

- перенос в самостоятельную речь;

- развитие слуховосприятия;

- развитие внимания, мышления;

- повышение коммуникативных качеств;

- повышение мотивации к учению.

- развитие эмоциональной сферы.

Роль АВК в развитии речи младших школьников

с нарушением слуха

Когда ребёнок изучает родной язык, он воспринимает реальность вокруг себя, акустическая часть дополняет, объясняет понимание названия предметов. Картинка показывает не только вещи, людей, но и ситуацию в повседневной жизни. Когда значение показано картинкой и звуковым сигналом, получается выражение значения с помощью звука.

В дальнейшей работе картинка убирается, т. е. звуковой сигнал уже принят с её помощью, он будет понятен и без картинки. Формируется слово.

Какое же значение картинки?

1. Она даёт возможность понимания обыкновенных символов в языке.

2. Связывает выражения с реальной ситуацией.

3. Помогает звуковому пониманию.

Картинки должны быть связаны между собой и восприниматься, как целая законченная ситуация. Ученики сначала усваивают готовые языковые структуры, которые воспринимаются глобально. Это естественный путь изучения речи. Таким образом, сразу получаем речевую базу, которая даёт возможность самостоятельного, слухового восприятия простых ежедневных выражений.

Использование АВК оказывает положительное влияние на развитие речи детей с недостатками слуха. Речевой словарь у учащихся увеличивается, речь становится более эмоциональной. У детей появляется потребность речевого общения в играх, исчезает скованность при общении, повышаются коммуникативные навыки и мотивация к учению.

АВК способствует лучшему усвоению учебного материала и развития устной речи, как на уроках, так и в свободной деятельности. Я рекомендую, как можно больше использовать аудиовизуальный курс верботонального метода (АВК) на уроках, занятиях, т. к. это даёт хорошие, положительные результаты.

Публикации по теме:

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1 Часть 2 Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учреждении условия для интеграции видов изобразительной.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Конспект урока чтения и развития речи «Как белка готовится к зиме» для учащихся 2 класса с недостатками слуха Конспект урока чтения и развития речи Тема: «Как белка готовится к зиме» Г. Скребицкий Цель: продолжить работу над совершенствованием навыка.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Презентация «Развитие мышления и речи в игровой форме «Быть такими не хотим!» — для старших дошкольников и младших школьников Предлагаю следующую презентацию – разгадывание несложных кроссвордов (слова из текста, заключенного в рамочку, найти в кроссворде по первой.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной самостоятельной речи у младших школьников с недостатками слуха
Опубликовано: 20 марта 2024 в 19:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной самостоятельной речи у младших школьников с недостатками слуха» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Федотова (УИ 105506) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД