Лучший педагог года

Развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников 3–5 лет с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата

Ирина Дудорова
Развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников 3–5 лет с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата

Я работаю учителем-дефектологом с детьми, имеющими детский церебральный паралич (ДЦП) и нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА).

С каждым годом количество дошкольников, имеющих недостаточно развитую тонкую моторику, увеличивается. И, можно сказать, что одну из групп этих детей, составляют дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Публикация «Развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников 3–5 лет с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

У многих детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков:

• скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;

недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.

Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

Успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от правильного сочетания специального лечения и специального обучения.

Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.

Под термином тонкая моторика понимаются высоко дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости, недостаточной чёткости и скоординированности движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка; работа с мелкими предметами и деталями (мозаикой, конструктором, пазлами); при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов и др.

Для развития мелкой моторики у детей в процессе совместной с ними деятельности я использую следующие упражнения:

• выкладывание контура предмета из разноцветных шнурков, мягкой проволоки;

• нанизывание сначала крупных пуговиц, бусин на шнурок, а затем мелких – на толстую леску;

• сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (гречки, риса) одной, а затем двумя руками одновременно;

• застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

• завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;

• подбор, открывание и закрывание ключами замков, различных по величине;

• наматывание длинного шнура на катушку или сматывание его (шнура) в клубок;

• собирание платка в ладонь пальцами одной руки или двух рук одновременно (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя только работу пальцев этой руки);

• нахождение спрятанных предметов в сухом бассейне с песком, горохом и фасолью (в пластиковых вёдрах или тазиках);

• игры с различными мелкими конструкторами, мозаикой, лего и т. д.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира (предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы). В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику кистей и пальцев рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполнение многих пальчиковых игр требует участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Поначалу я знакомлю детей с несложными статическими позами кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляю упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых этапах все упражнения младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе. По мере необходимости в процессе выполнения упражнений помогаю ребёнку воспроизвести правильную позу кисти руки или пальцев.

Упражнения проводятся на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т. е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остаётся только словесная инструкция.

Своевременно начатая и систематическая работа по развитию движений пальцев руки подготавливает успеш- ное овладение ручной умелостью.

Кроме вышеперечисленных, я предлагаю ребятам упражнения, направленные на развитие кистевой моторики. Вот только некоторые из них:

• на плотном картоне рисуется контур кисти ребёнка с равномерно разведёнными пальцами (ребёнок фиксирует свою руку соответственно контуру);

• ребёнок кладёт кисть руки на стол и по просьбе взрослого поочерёдно приподнимает пальцы. Если ребёнку не сразу удаётся выполнить это упражнение, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными;

• ребёнок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары (для увеличения мышечной нагрузки, на каждую пару пальцев можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра);

• по заданию взрослого ребёнок показывает поочерёдно пальцы по одному, по два, по три; выдвигает вперёд второй и пятый палец («коза», остальные должны быть сжаты в кулак;

• отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино;

«отстреливание» ватного шарика, бусины, пуговицы, шашки и т. д. одним, двумя и четырьмя пальцами правой и левой руки поочерёдно.

В работе по развитию мелкой моторики хорошо зарекомендовали себя специальные игры, упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

• работа со счётными палочками;

• нанизывание колец на тесьму, бусин на мягкую проволоку;

• работа с различными вкладышами;

• собирание пирамидок, матрёшек;

• работа с бумагой (сминание, обрывание, разглаживание);

• лепка из солёного теста, глины, пластилина;

• работа с различными видами шнуровок (плоскостных и объёмных);

• рисование в воздухе, на ладошке сверстника, на песке, крупе, соли;

• работа c мозаикой и конструкторами различной величины;

• игры с песком и водой;

• рисование двумя руками одновременно (обводка по пунктирным линиям и раскрашивание полученных контурных изображений двух одинаковых предметов/фигур) и др.

Развитию плавности и точности движений способствуют такие задания, как:

• раскрашивание картинок;

• точное обведение контуров предмета;

• рисование простых предметов по проставленным точкам;

• обводка контура предмета через стекло или кальку;

• штриховка готовых контурных изображений предметов и геометрических фигур в заданном направлении (в работе используются только простой и цветные карандаши) и т. д.

Очень важно суметь убедить ребёнка в полезности подобных упражнений и стимулировать его успехи, нужно отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, его точность.

Родителям в летний период я рекомендую использовать для тренировки мышц кистей и пальцев рук детей сбор ягод, шишек, мелких камушков, постройки песочных замков, прополку сорняков и т. д. во время прогулок к водоёму, в лес, отдыха на даче или в деревне.

Систематическая работа по формированию мелкой моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП способствует развитию у них двигательных умений и навыков, тактильного восприятия; активизируются возможности осязания, узнавания предметов на ощупь, улучшается качество целенаправленных практических действий.

Публикации по теме:

Немного о себе… Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада присоединиться к новому для меня, интересному проекту. Работаю в детском саду 34 года. У меня высшая.

Спортивно-оздоровительное развлечение для детей с нарушениями ОДА спортивно - оздоровительное развлечение: "Путешествие в страну гибкого носка". Развлечение проводилось с детьми подготовительной группы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников 3–5 лет с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 12 августа 2014 в 23:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД