Лучший педагог года

Развитие творческих способностей детей посредством различных видов музыкальной деятельности

Таболина Надежда Павловна
Развитие творческих способностей детей посредством различных видов музыкальной деятельности

Развитие творческих способностей детей

через различные виды музыкальной деятельности.

Музыка объединяет моральную, эмоциональную

и эстетическую сферы человека.

Музыка - это язык чувств.

Василий Сухомлинский

Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством различных видов музыкальной деятельности» размещена в разделах

В нашем современном обществе, когда деятельность человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки, всеми видами деятельности рассматривается, как одно из условий развития его как творческой и гармонично развитой личности.

Развитие творческой личности происходит в разных областях. Одна из них – музыкальная деятельность. В детском саду музыкальное занятие является самым сложным по своему построению в детском саду, поскольку чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности :

- восприятие музыки, специально созданной для слушания;

- восприятие музыки в связи с ее исполнением;

- музыкально-дидактические игры;

- пение;

- музыкально-ритмические движения;

- игра на музыкальных инструментах;

- песенное творчество;

- музыкально-игровое и танцевальное творчество;

- импровизация на детских музыкальных инструментах;

- знания общего характера;

- специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

На музыкальных занятиях мы - музыкальные руководители помогаем ребенку раскрыть творческие способности при помощи различных видов деятельности - пения, восприятия, ритмики, иры на детских музыкальных инструментах. Поэтому, я считаю необходимым включать творческие задания в каждые из них. Но прежде чем увидеть творческую личность в ребенке – мы работаем с ним разных сторон – пытаемся раскрепостить, добиваемся расположения к себе, ребенок должен комфортно чувствовать себя среди детей, среди той среды, где он находится. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей, быть непохожими на других, разбудить их фантазию, пытаться максимально реализовать их способности. Исходя из этого, одной из задачей музыкальной образовательной деятельности является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Чтобы получить желаемый результат, – одним из условий в деятельности – правильно подобранный музыкальный репертуар, соответственно возрасту.

Я стараюсь как можно больше давать детям творческих заданий, чтобы активизировать музыкальные способности детей, знания и умения, которые они получают на музыкальных занятиях - это им помогает более успешно усваивать навыки и умения.

Конечно же в процессе работы с детьми мы должны и работаем в тандеме со всеми педагогами. Психолог, логопед, воспитатель. и конечно же – музыкальный руководитель. Ребенок должен не только слышать, но и видеть. Для этого нужны наглядные пособия, атрибуты.

Хотелось бы подробно рассмотреть влияние каждого вида деятельности на творческое развитие ребенка.

Основа всех видов музыкальной деятельности – это восприятие. Прежде чем ребенок творчески себя проявит – конечно же вместе с ним нужно пройти небольшой путь и прийти к тому, что он будет воспринимать музыку, накапливать музыкальные впечатления, хорошо ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (динамика, темп, регистр, интонации, чувствовать смену характера в музыкальном произведении и только после этого дети будут использовать опыт восприятия в творческих импровизациях. В младшем возрасте конечно же другие критерии. Мы смотрим на эмоции, на то, как ребенок реагирует на музыкальное произведение – это уже является частью творческой импровизацией.

Приведу в пример музыкальное произведение Т. Ломовой «Кот и мыши». Проводим анализ, просматриваем иллюстрации, изображающие суть услышанного. Дети сами, при помощи движений изображают характер услышанного – трусливых мышей и смелого кота. Тут же прошу детей подобрать инструменты, соответствующие восприятию услышанного. И здесь ребенок показывает свое творческое отношение к услышанному – выбирают соответствующий образу музыкальный инструмент. Для мышек – колокольчик, металлофон, треугольник…для кота – контрастный тембр инструмена – бубен, барабан.

Первая ориентировка в песенном творчестве детей начинается с младшей группы при помощи простейших звукоподражаний («пи-пи», «ку-ку», «му-му», связанные с различными жизненными образами. Чтобы ребенок мог отобразить образ при помощи песенного творчества – использую песни, где поется о каком либо герое или конкретном жизненном явлении. Например, «Котик» Муз. И. Кишко - дается образец, как, например, мяукает котенок. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. Конечно, каждый придумывает по-своему. Например, в песне-образце «Котик» - мяукание котенка выражено определенной интонацией, можно придумать мяукание с другим ритмическим рисунком, с другой интонацией. После объяснения вторично играю фортепианное вступление, затем пою песню без фортепианного сопровождения, и предлагаю ребенку закончить песню по-своему, импровизируя мяукание котенка.

После детского исполнения проигрываю последние такты песни, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность. Необходима в творческое перевоплощение бутафория, маски, шапочки, иллюстрации.

Задания для детей младшей группы на развитие творческих способностей :

• петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации;

• петь самостоятельно, находя то высокие интонации, то более низкие, подражая животным (большая собака, маленький щенок и т. п.)

• импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», «та-та»

«Кишко», муз. И. Кишко, сл. Г. Бойко. Подражать ритмическому пению котика на слог «мяу».

Следующий вид музыкальной деятельности – игра. Они, как известно бывают пальчиковые и подвижные. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении. Важной особенностью игры, как формы жизни детей является её проникновение в различные виды деятельности. Игра всегда вызывает большой интерес у детей и является оптимальным средством для общего, физического и психологического развития и укрепления организма ребёнка.

В музыкальных играх решаются следующие музыкально-педагогические и развивающие задачи :

1. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности.

2. Развивать художественно-творческие способности, которые у детей дошкольного возраста проявляются в своеобразном, индивидуальном выражении игрового образа в самостоятельной деятельности.

Можно взять любую игру, в любом возрасте и везде есть перевоплощение в различные образы. Зайчики, жучки, куклы, солдаты. Конечно же, связать все воедино помогает музыка, рассказ, пособия. Конечно же для использования игр я использую тематические аксессуары, которые несложно приготовить. Ушки, крылышки, платочки.

При переключении на такой вид деятельности, как музыкально ритмические движения, танец, музыке отводится очень большое место. Я стараюсь дать детям возможность самостоятельно выражать в движениях характер музыки. Пусть это будет неуклюже, не совсем то, чего мы хотим. Но ребенок должен прочувствовать и пропустить через себя все нотки музыки. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это будет весьма трудно.

Когда ребенок освоится в звуках музыкального произведения – я начинаю разучивать с ними определенные движения, а после эти движения складывать в танец. И в танце каждый ребенок, если он окунулся в это произведение, одинаковые, на первый взгляд движения, каждый ребенок выполняет по-своему, вкладывая часть своей души.

Готовясь к постановке танцевального номера, я тщательно подбираю музыку. Эту музыку я предлагаю ребятам станцевать, передав танцевальными движениями характер, темп и природу. Так рождается творческая мастерская детей и педагога. Очень интересно слушать ответы детей на представленный образ. Самое главное – создать доверие между музыкальным руководителем и ребенком. Тогда ребенок откроется вам и творчество будет развиваться в нужном русле. Важно, чтобы дети все были хороши, не выделять никого, чтобы ребенок не закрылся и не боялся отвечать «а вдруг неправильно».

Вот такое творческое начало и воспитывает в человеке творчество, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в ребенке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Творческие способности к импровизации раскрываются и при игре на детских музыкальных инструментах. Прежде, чем творить…. мы узнаем звуки. Различные звуки….природы – ручейка, шум ветра, дождя. А потом мы их находим в музыке. Пытаемся сравнить, найти, создать, сыграть.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Они очень хорошо развивают творческое воображение. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать и родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

Я раздаю инструмены заранее, с учетом возможностей ребенка. Мы все выбираем, к какому образу подходит какой звук. Очень важно рассказывать сказку эмоционально, медленно, выдерживая паузы. Ребенок играет в паузах, озвучивая текст.

чтобы ребенок не растерялся, я ему подсказываю когда вступить взглядом или жестом. Я всегда рядом с ним.

конечно же, мы все заранее пробуем играть на инструментах. Постепенно, ближе к четырем годам ребенок знает названия инструментов, сравнивает их звучание и характер с другими инструментами.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшое произведение.

«Мышиная история»

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

ТРЕУГОЛЬНИК

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,

грызли зёрнышки

РУБЕЛЬ (или расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

ШУРШИМ МАРАКАСАМИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег

МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)

Шумел ветер,

ДУДИМ В БУТЫЛКУ

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

На протяжении 6 лет я работаю руководителем районного методического объединения «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Первомайского района. И практически на всех мероприятиях мы затрагиваем тему «Развитие творческих способностей дошкольников». Собственно это цель нашей работы, которая проходит неразрывной нитью во всех видах деятельности. Т. к. я уже говорила мы должны тесно работать с педагогами детского сада – в наше РМО я привлекла и воспитателей. Практически все МО у нас проходят в форме МК. Судя по результатам диагностики – мы работаем не зря. Положительных результатов много, и это очень радует.

Я желаю всем успехов в нашей педагогической деятельности, и чтобы наша работа приносила только радость и удовольствие от того, что мы творим и стараемся не зря, а во благо самого сокровенного в этой жизни – детей!

Публикации по теме:

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей посредством различных видов музыкальной деятельности
Опубликовано: 9 ноября 2020 в 15:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД