МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники «квиллинг»

Ольга Рузанова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники «квиллинг»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Василий Александрович Сухомлинский.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности у дошкольников. Она позволяет ребёнку выразить в работах своё впечатление об окружающем его мире. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники „квиллинг“» размещена в разделах

Сейчас всё чаще педагоги используют в своей работе различные виды нетрадиционных приемов изобразительной деятельности, т. е. использование материалов, инструментов, не являющихся общепринятыми, традиционными и широко известными. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, их использовании, свойствах, способах применения. Это даёт толчок к развитию воображения и творческих замыслов.

Одним из таких видов нетрадиционных способов изобразительного творчества является квиллинг– это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги; это особое ажурное плетение и техника скручивания бумаги. В настоящее время это новый, модный, оригинальный и необычный вид рукоделия. Научиться делать работы в технике «квиллинг» своими руками может каждый желающий. С этим видом нетрадиционных способов изобразительного творчества я познакомила воспитанников своей группы. Подобрала соответствующую литературу по этой технологии.

Почему я решила выбрать именно этот способ работы с бумагой?

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском саду не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, простой и дешевый, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. И, конечно же, во время работы с бумагой у детей развивается ручная умелость, что способствует умственному развитию детей.

Сегодня я хочу познакомить вас с моим инновационным опытом, цель которого: всестороннее развитие творческих способностей детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.

Работая над темой, ставлю перед собой следующие задачи:

Обучающие:

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинг;

обучать различным приемам работы с бумагой;

формировать умения, следовать устным инструкциям;

знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник;

создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг.

Развивающие :

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству квиллинг.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Чтобы заинтересовать и привлечь своих воспитанников, я показала поделки, сделанные в технике квиллинг. И как из простой полоски бумаги получаются такие великолепные вещички.

В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы:

1. СЛОВЕСНЫЙ

устное изложение;

беседа;

рассказ;

2. НАГЛЯДНЫЙ

показ мультимедийных материалов;

иллюстраций;

наблюдение;

показ педагогом;

работа по образцу;

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

выполнение работ по инструкции педагога.

Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Для решения психолого – педагогических задач использую следующие образовательные области:

познание;

коммуникация;

чтение художественной литературы;

музыка;

труд;

безопасность;

физическая культура.

социализация

Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих технологий :

- смена динамической позы

- Релаксация

- сказкотерапия;

- Игротерапия;

- Пальчиковые игры;

- Физкультминутки.

На первых занятиях, знакомя детей с новым способом работы с бумагой, я использовала игровой прием «Как полосочку превратить в рулончик». Сначала ребята осваивали общий способ накручивания полосок в диск. Затем, по мере усложнения материала, я предлагала им творческие задачи, решение которых связано с созданием образов. Например, можно превратить этот диск в «спиральку», если немного его распустить. Предлагаю детям поэкспериментировать со «спиралькой» : можно немного смять одну сторону круга - получается форма «капельки». Если круг смять с обеих сторон, то получается форма «глаза». Предлагаю детям сложить из этих форм цветок.

Сам процесс скручивания так же является увлекательным действием, насыщающим жизнь ребенка в детском саду игровыми приемами. Сама включаюсь в игру, задаю вопросы. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Работа с квиллингом занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому необходимо проводить физкультурные минутки, а самое главное на моих занятиях я уделяю внимание смене динамической позы. Я использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами, в которых взаимодействуют в едином творческом пространстве и искусство, и художественное слово, и пластика рук.

На прогулке и в повседневных ситуациях, обращаю внимание детей на необычные явления и предметы (цветы, снег, лужица, пушистое белое облако, фрукты, овощи, посуду и др.). Все увиденное мы стараемся воплотить в своих работах.

Но никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. Этому вопросу я уделяю особое внимание и использую следующие формы:

- анкетирование

- консультации

- совместные работы на открытых занятиях

- мастер - класс

- совместное создание предметно развивающей среды.

Некоторые родители сами загорелись искусством бумагокручения и совместно со своими детьми дома проводят творческие вечера.

Дети дошкольного возраста очень охотно выполняют изделия в технике квиллинга, несмотря на то, что на начальном этапе обучения процесс бумагокручения кажется довольно сложным. Но уже после выполнения нескольких работ ребенок достаточно легко справляется с накручиванием бумажной полоски на инструмент и увлекается превращением заготовки в ту или иную форму, а затем и в различные изображения. Для самостоятельной деятельности детей я изготовила альбом.

Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ. Для успешной организации занятий по обучению художественной технике квиллинг необходимо учитывать возрастные особенности детей : прежде всего, надо позаботиться о том, чтобы поделка была практически значима для ребенка и он мог ее использовать в качестве сувенира или игрушки.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности формировать гендерный подход.

Квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Занятие «Квиллинг»

Цель: освоение одного из видов бумагопластики – квиллинга.

Задачи.

Обучающая:

• сформировать представление о новом виде бумагопластики – квиллинге;

• освоить основные элементы и приемы выполнения квиллинга;

• формировать у обучающихся навыки работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук;

развивающая :

развивать у обучающихся творческое воображение и мышление;

развивать способность к творчеству и интерес к предмету;

воспитывающая:

• воспитывать у обучающихся аккуратность и собранность при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, умение работать в коллективе;

• учить детей понимать прекрасное.

Методическое оснащение учебного занятия:

• плакаты,

• образцы объектов труда,

• инструкционные карты.

Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 5-7 мм, стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки.

• Презентация Microsoft Office Power Point

Методы обучения.

Репродуктивный метод (Рассказ, демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, показ трудовых приемов, самостоятельная работа, форма организации деятельности (работа в малых группах, индивидуальная работа, презентация своих работ).

Продуктивный метод (частично-поисковый (творческая работа детей).

Тип учебного занятия: формирование новых знаний и умений творческое применение их на практике.

План учебного занятия:

1. Организационный этап.

2. Основной этап.

3. Итоговый этап.

4. Информационный.

Ход учебного занятия

1. Организационный этап:

Приветствие

2. Основной этап:

1. Подготовка к усвоению нового содержания (мотивация и принятие цели деятельности) (Приложение 1).

Кроссворд (Слайд 1)

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия?

(Слайд 2)

2. Усвоение новых знаний, умений способов деятельности.

Знакомство с основными понятиями. Изучение нового материала.

Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В переводе с английского - квилинг "птичье перо". В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручениявозникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров.

Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.

Инструмент для квиллинга представляет собой пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Можно и самим сделать подобный инструмент. А некоторые так и вообще обходятся обычной зубочисткой. Мы в своей работе будем использовать стержень для шариковой ручки, на конце которой сделана прорезь.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие, полоски могут быть и чуть шире (до 7 мм).

Клей. Используется для приклеивания деталей на основу. Лучше всего использовать клей ПВА.

Зубочистка. Используется для нанесения клея.

Трафарет с окружностями. Для контроля размера кругов.

В квиллинге существует достаточно большое количество базовых элементов, причем на изготовление каждого элемента требуются считанные секунды. (Слайд 3)

Различны как формы квиллинга так и созданные образы в данной технике.

(Слайд 4, 5 ,6)

3. Практическое применение новых знаний проверка понимания изученного, закрепление новых знаний.

Тренировочные упражнения по изготовлению основных элементов техники квиллинг.

Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать сделать “каплю”, “глаз” и другие формы.

Расположите конец бумажной полоски между расщепленными концами инструмента. Начинайте скручивать полоску бумаги, пропуская ее между большим и указательным пальцами, сохраняя одинаковое натяжение. Продолжайте накручивать бумагу до конца. Потом поверните инструмент вверх ногами и снимите завитушку.

Завитушка немного раскрутится. Теперь с помощью зубочистки приклейте кончик полоски к завитушке. Клея нужно совсем чуть-чуть. Вот она, наша исходная форма – круг.

Для того чтобы элементы были одинакового размера желательно контролировать размер исходных кругов с помощью трафарета с окружностями.

А уж дальше можно начинать экспериментировать. Защипнем с одной стороны – получим каплю, защипнем и с другой стороны - получим форму глаза.

Можно придать бумаге различные двухмерные и трё хмерные формы: квадраты, овалы, звёзды, конусы, полусферы.

Для чего же можно использовать полученные капельки и листочки? Сегодня мы будем создавать образ зверюшек.

Физминутка

Пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз.

Инструктаж по технике безопасности.

Правила работы с ножницами:

• Храните ножницы в определённом месте.

• Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.

• Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

Самостоятельная творческая работа.

Обучающиеся выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения детьми самостоятельной работы)

• проверка организации рабочих мест обучающихся;

• проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;

• инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционо-технологической картой;

• оказание помощи слабо подготовленным обучающимся.

4. Обобщение и систематизация знаний:

А) Расположите в порядке очередности понятия (от более общего к более частному) :

Бумагопластика, ДПИ, квиллинг, бумагокручение, оригами.

Ответ: ДПИ – бумагопластика – квиллинг (бумагокручение).

5. Контроль знаний (выявление уровня и качества усвоения знаний)

Письменная работа с понятиями. (Приложение 2)

(Слайд 7)

3. Итоговый этап:

1) Подведение итогов

- Презентация выполненных работ (защита с помощью памятки, стихотворение о животном);

2) Рефлексия (самооценка действий и состояния) (Приложение 3).

- Что получилось, какие трудности вы испытывали в процессе работы?

- Довольны ли вы собой? На ваших столах лежат листочки со шкалой определения настроения и самооценки. Поработайте с ними.

4. Информационный этап:

Домашнее задание. Так как это не последнее занятие в технике квиллинг, прошу вас дома поискать и нарисовать цветы, любые какие вам нравятся. На следующем занятии мы переходим к созданию цветов в изученной технике.

Спасибо за работу!

Уборка рабочих мест.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать» Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники «квиллинг»
Опубликовано: 21 января 2024 в 13:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД