Получи документы

Развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности (сообщение из опыта работы)

Татьяна Прокофьева
Развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности (сообщение из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности

Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. В описаниях вакансий, в требованиях к соискателям, работодатели все чаще требуют креативность как обязательное качество. И далеко не только в дизайнерских и рекламных фирмах, а и в больших, серьезных корпорациях.

Публикация «Развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности (сообщение из опыта работы)» размещена в разделах

Таким образом, наша жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей я и хочу воспитать. Для этого, приоритетным направлением я выбрала художественно-эстетическое развитие детей.

В условиях модернизации системы дошкольного образования одним из ведущих направлений является индивидуальное творческое развитие ребенка. На сегодняшний день, это ещё и освоение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который направлен на решение такой задачи, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Этим и объясняется актуальность выбранной мной темы.

Целью моей педагогической деятельности по данной теме является создание условий для развития художественно - творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.

2. Отбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов.

3. Формирование у детей позиции художника- творца.

4. Развитие у детей компонентов продуктивной деятельности.

5. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

Теоретическая база:

«Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский,

«Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Казакова,

«Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова,

«Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опиралась не только на традиционные методики, используемые по программе в детском саду, но и на методические разработки Елены Альбиновны Янушко из ее проекта «Новый ребенок», программу художественного воспитания обучения и развития детей «Цветные ладошки» Ирины Александровны Лыковой, проект Маленький художник» Дарьи Николаевны Колдиной - эти авторы предлагают разнообразные формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей раннего возраста в современных условиях.

Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в раннем детстве, и при этом имеют специфические особенности:

1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);

2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;

3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

Именно поэтому я считаю, что развивать творческие способности детей следует с раннего возраста.

А почему же нетрадиционными средствами? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в своем творчестве задуманное, поэтому поделки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание заниматься творчеством. Чтобы этого не происходило, я стала использовать следующие нетрадиционные техники.

• Рисование пальчиками

• Рисование ладошкой

• Рисование ватными палочками

• Печать поролоновой губкой

• Рисование на подносах с манной крупой

• Лепка из безопасного пластилина

• Аппликации из крупы и соли

"Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" [Р. Г. Казакова]. Именно нетрадиционные техники в творчестве создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Для развития детского творчества применяю следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Использую в своей работе личностно-ориентированные, игровые и здоровьесберегающие технологии.

Применение арт-терапии как одной из технологий здоровьесбережения способствует

• снятию детских страхов;

• выходу агрессии

развитию уверенности в своих силах;

• концентрации внимания на своих ощущениях и чувствах.

Нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации я использую не только в непосредственно- образовательной и совместной деятельности, но и в кружковой работе. С сентября 2013 г. я являюсь руководителем кружка «Разноцветный мир», на занятиях которого продолжаю развивать творческие способности детей.

Одним из важнейших условий развития детского творчества является взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

С целью обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах творческого развития детей я опубликовала на сайте детского сада ряд консультаций для родителей на данную тему, выступила с презентацией «Развитие творческих способностей детей раннего возраста» в «Клубе заботливых родителей». Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами которой становятся выставки творчества детей и родителей группы, выставки поделок, участие в конкурсах различного уровня.

Результативность опыта.

Подводя итоги проделанной работы хочется отметить :

Дети:

- учатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, что способствует ранней позитивной социализации.

- приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, становятся более раскрепощенными, уверенными в себе.

- развивают творческие способности, воображение, фантазию, получают эстетическое удовольствие от своей работы.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Я стараюсь, чтобы мои воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей». Цель работы психолога в ДОУ содействовать созданию условий для полноценного психического развития детей, их личности. Наиболее ярко индивидуально.

Презентация «Мокрые ладошки, песочные дорожки»Презентация «Мокрые ладошки, песочные дорожки» Проект «Мокрые ладошки, песочные дорожки» предназначен для работы с детьми раннего возраста. Данный проект содержит материал по образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности (сообщение из опыта работы)
Опубликовано: 23 июня 2014 в 09:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности (сообщение из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Прокофьева (УИ 27267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД