Развитие творческих способностей детей с ОНР с помощью экспериментальной деятельности

Светлана Черных
Развитие творческих способностей детей с ОНР с помощью экспериментальной деятельности

Ребёнок-это маленький исследователь, первооткрыватель. Весь мир для него это открытая книга загадок. Познание окружающего мира для малыша- это естественная физиологическая потребность. Вся окружающая действительность для него большая лаборатория исследований. Никакой другой вид деятельности не развивает так творческую активность, как экспериментальная деятельность. В процессе экспериментальной деятельности у ребёнка реализуется естественная потребность в удовлетворении своей любознательности (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?). Именно поэтому мы в своей группе уделяем большое значение организации экспериментально-исследовательской деятельности. Особенно актуальна проблема развития творческих способностей, любознательности у детей, имеющих общее недоразвитие речи в связи с недостаточностью развития высших психических функций: внимания, памяти, логического мышления, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Для того, чтобы заинтересовывать детей, имеющих ОНР в исследовательской деятельности, мы в своей группе используем различные приёмы: специально-смоделированные необычные события: внесение в группу интересных предметов, магнитов, песочных часов, микроскопа, коллекции минералов и т. д. Создаём путём наводящих вопросов проблему, и, совместно с детьми, решаем возникшую задачу. Например, вношу в группу красивую раковину, предлагаю детям её рассмотреть через лупу, послушать как «шумит» море, в маленьких и больших раковинах. Дети спрашивают, почему в большой раковине шум моря слышен громче, а в маленьких тише. Путем исследования всех раковинах подвожу детей к выводу, что чем больше диаметр раковины, измеряем его линейкой, тем сильнее звук моря в нём.

Очень часто во время прогулки у детей возникают непредвиденные вопросы, которые требуют ответа, создаётся ситуация проблемы, тогда мы с детьми проводим случайный эксперимент. Этот эксперимент не требует специальной подготовки. Например, дети, наблюдая полёт паучка, спрашивают, а почему он летит, ведь у него нет крылышек. Мы берём лупу, рассматриваем через неё паучка и обнаруживаем, что у паучка есть маленькая и тонкая паутинка, которая несёт паучка по воздуху, как на парашюте. В ходе беседы стараюсь развивать речь детей, учу их правильно строить предложения, правильно согласовывать слова в, активизирую словарный запас, прививаю детям любознательность, предлагаю ознакомиться с энциклопедией «Эти забавные паучки».

Совсем по- другому провожу запланированную экспериментально-исследовательскую деятельность. Сначала выбираю объект исследования, сообщаю детям цель и задачу, даю время на обдумывание, затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Заключительным этапом эксперимента делаю подведение итогов и хода эксперимента. Стараюсь не давать детям готовых выводов, а подвести их к тому,чтобы выводы и заключения они сделали сами. Стараюсь жёстко не регламентировать продолжительность опыта. Если ребёнок работает с увлечением не стоит прерывать его занятие только потому, что кончилось время. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

В процессе детского экспериментирования не следует жёстко придерживаться строго намеченного плана, и я разрешаю детям разговаривать. В совместной экспериментальной деятельности создаются прекрасные условия для развития коммуникативных навыков. умения договариваться, планировать свои действия, прислушиваться друг к другу, уступать друг другу. После эксперимента приучаю детей убирать своё место.

В заключении хочется остановиться на оснащении нашего экспериментально-исследовательского уголка. В нашем уголке представлено самое разнообразное оборудование: таблицы, схемы, серии картин, познавательная литература, атласы, тематические альбомы, простейшие приборы, коллекции. Также в нашем экспериментальном уголке есть природные материалы; бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха ткани, пластмассы, пробки; технические материалы: гайки, винтики, болты, шурупы, скрепки, детали конструктора, разные виды бумаги; медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, резиновые груши, шприцы без игл, прочие материалы: зеркала, шары, стёкла, сито, воронка, различные виды крупы.

Использование экспериментально - исследовательских технологий помогло нашим детям, решить следующие задачи:

1. Сформировали у детей элементарные представления о взаимодействии и взаимосвязях всех живых организмов со средой обитания, научили бережно относиться к природным объектам.

2. Развили устойчивый интерес к природе, к её неживым и живым объектам.

3. Научили видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения.

4. Научили бережно относиться к природе, сформировали умение ответственно ухаживать за растениями, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных.

Публикации по теме:

Исследовательский проектИсследовательский проект .

Всем педагогам посвящается… *** Маленький человечек Ростом и возрастом мал. Тысячи странных словечек Он еще не узнал. Тысячи сложных загадок Он еще не постиг, Тысячи.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей с ОНР с помощью экспериментальной деятельности
Опубликовано: 6 октября 2014 в 08:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

23 июля. День дудлинга / зентагла на МААМ

Большинство из нас, сидя с листочком и ручкой на каком-то скучном собрании или просто задумавшись, совершает неосознанные движения рукой, рисуя непроизвольные линии, точки и фигуры, создавая непонятные...

Консультация для педагогов и родителей «Использование комнатных растений для...
Наверное, комнатные растения с большим правом можно называть домашними, так прочно они вошли в нашу жизнь. Нам всем так хочется создать зелёный уголок не...
Фотоотчет об утренней прогулке на свежем воздухе
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством...
Поощрять или наказывать? Консультация для родителей
Воспитание - процесс длительный, непрерывный и очень сложный. Он намного сложнее, чем процесс обучения. Учить гораздо легче, чем воспитывать. Легко научить...