Развитие творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности в условиях СРЦ

Ольга Леонидовна Прядухина
Развитие творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности в условиях СРЦ

Методическое объединение педагогов

Выступление на тему: Развитие творческих способностей детей

в процессе продуктивной деятельности в условиях

социально - реабилитационного центра.

Подготовила: Прядухина О. Л.

"Каждый ребенок – художник.

Трудность в том,чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста. "

(Пабло Пикассо)

Выбор темы сегодняшнего моего выступления, посвященного проблеме развития творческих способностей детей возник не случайно.

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации.

В современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы своей деятельности, способные быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты. Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. В описаниях вакансий, в требованиях, работодатели все чаще указывают креативность, как обязательное качество.

Таким образом, наша современная жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления.

Именно таких творчески активных людей мы с вами и способны воспитать!

Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов ребенка. Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова,

Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в раннем детстве,и при этом имеют специфические особенности:

1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция);

2)субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;

3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

Именно поэтому развивать творческие способности детей следует с самого раннего возраста.

И конечно же проще всего это делать через продуктивную деятельность.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте наряду с игрой и имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка.

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.

В продуктивной деятельности заключен огромный потенциал для раскрытия детского творчества. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы стал счастливым человеком.

Я думаю, что все мы согласны с этим и осознаем важность этой воспитательной задачи в нашей с вами работе. Наверное многие из вас, как и я, задавались вопросом, а как же развивать художественно - творческие способности наших воспитанников, социально и педагогически запущенных, с отклоняющимся поведением?

Многие наши дети, даже не имеют опыта изобразительной деятельности, некоторые из них никогда не держали в руках карандаши, тем более краски, кисти или мелки. У большинства детей недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти.

У детей неполные, а порой искажённые представления об окружающей действительности, их опыт крайне беден, познавательные психические процессы развиты ниже возрастной нормы. И наша с вами задача - помочь этим детям оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вернуть яркие краски детства, помочь пережить все трудности и с верой встретить завтрашний день.

В теории и практике по данной теме наиболее освещены вопросы по обучению техническим навыкам рисования, аппликации, лепки, наименее изучены вопросы касающееся развития творчества и уж совсем мало изучена работа творческого развития и обучения в реабилитационных Центрах.

Работа в социально-реабилитационном Центре имеет свою специфику: разновозрастной состав групп, ограниченные временные рамки пребывания детей, динамичность состава группы. Занятия по типовым программам воспитания и обучения в ДОУ не всегда и не совсем подходят для работы в условиях Центра. Требуются новые методики общения с детьми, другие способы объяснения, показа, пояснения, усиленное внимание к свободной самостоятельной деятельности. Поэтому приходится пробовать разные формы и методы работы с детьми, учитывая специфику реабилитационного Центра и контингента воспитанников.

В связи с этим,появляется ряд вопросов: как организовать продуктивную деятельность детей, как руководить процессом, как заинтересовать детей? Как понимать и оценивать рисунки? Как развивать художественные способности детей и видеть в каракулях искренние рисунки?

Как правило, низкий уровень развития художественно-творческих навыков отражается на мотивационной сфере детей, они уверены в своей неудаче и избегают незнакомый вид деятельности. Возникает педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребёнка желание «сочинять».

В ходе работы, я пришла к выводу, что больше внимания нужно уделять психологическому аспекту. Так как дети, проживающие в Центре, относятся к категории «проблемных детей», у них неустойчивая самооценка, они чувствуют себя беспомощными, с опаской относятся ко всему новому, не доверяют взрослым, боятся проявлять эмоции.

Решение задач творческого развития несовершеннолетних, на мой взгляд, должно идти параллельно с восстановлением психического здоровья ребенка, детского доверия, уверенности ребенка в собственных силах.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей. Я заметила что некоторые дети выполняя задание, делают это как-то по особенному, не по шаблону, а проявляя свой творческий потенциал. При этом, почти у всех детей изобразительные умения находятся на низком уровне. Это и определило темы моих рабочих программ "Умелые ручки" и " Познай себя сам", которые направлены на развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе продуктивной деятельности в условиях социально- реабилитационного Центра.

Опыт в этом направлении у меня, конечно, еще очень маленький. Но я хотела бы поделиться тем, что я уже применяю в своей работе, практике и какие получаю результаты.

Итак, занимаясь развитием художественного творчества и развитием способностей у детей, считаю, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, конструирование и ручной труд, помимо обучающих задач, влияют на развитие способностей к творческой деятельности.

С уверенностью могу сказать, что занятия с методами арт-терапии, помогают ребёнку отвлечься от грустных мыслей, событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, обеспечивают эмоциональное состояние, а полученный результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении и желание творить дальше.

Нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении и творческой деятельности, проявление самостоятельности в выборе материала и техники для своих работ. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать. Дети с нетерпением ожидают эти занятия.

В своей работе ориентируюсь на интересы и возможности каждого ребёнка.

Психофизические особенности малышей - это неутолимая потребность в новых впечатлениях, любознательность, желание экспериментировать, постоянный поиск контакта со взрослыми и сверстниками - способствуют тому, что занятия продуктивной деятельностью становятся для детей источником радости.

Организовывая процесс познания,выстраиваю цикл занятий по принципу: от действия по образцу - к самостоятельному творческому поиску. В свою очередь это пробуждает стремление детей к переходу от репродуктивных видов деятельности к творческим. Занятия постепенно усложняются, обеспечивая последовательное овладение детьми техническими знаниями и умениями.

Отдельно хочется отметить конструирование по замыслу, которое предполагает, что ребенок сам создаст образ будущего сооружения, из строительного материала или из конструктора. Этот тип конструирования лучше всех остальных развивает творческие способности детей.

Как правило, я использую неординарные формы организации занятий, дети занимаются не только сидя за столами, но и сидя на полу, лёжа на ковре, они могут отойти от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою. Всегда радостно воспринимаются игровые приёмы, различные пальчиковые игры, особенно дошкольники любят появление сказочных персонажей и сюрпризные моменты. Не одно занятие не проходит без художественного слова (стихи, загадки). К занятиям подбираются музыкальные произведения, позволяющие ребенку постичь передаваемый объект на эмоциональном уровне.

Стараюсь атмосферу на занятиях приблизить к непринуждённой, без жёстких дисциплинарных мер, зажимающих детей, снижающих их свободу и творческий потенциал.

Любая тема занятия предполагает несколько видов деятельности, что особенно важно для детей, длительное время находившихся в ситуации сенсорного, а порой и эмоционального ограничения.

В своей работе я широко использую нетрадиционные техники на занятиях по конструированию и художественному труду (с дошкольниками), а также на занятиях с методами арт-терапии (с младшими школьниками).

А почему же нетрадиционные техники? Связано это с тем, что у многих наших детей плохо сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в своем творчестве задуманное, поэтому рисунки и поделки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности.

И, вследствие этого, у многих детей вообще исчезает желание заниматься творчеством.

Чтобы этого не происходило, лучше всего использовать именно нетрадиционные техники. Такие техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Именно нетрадиционные техники в творчестве создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к творческой деятельности.

Результат такой деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

Вот некоторые из нетрадиционных техник, которые стимулируют творчество,вызывают интересные ассоциации:

В рисовании: ладонная и пальцевая техники, кляксография, ниткография, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями; рисование на морских камешках и мыльным раствором гуаши. Рисование «точечной живописью», «монотипия».

В лепке: использование глины, соленого теста, бумажной массы, фольги, репейника, лепка из опилок.

В конструировании: конструирование из бумаги (техника оригами, киригами, конструирование из ткани, из салфеток, природного и бросового материала.

В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов

(ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина). Использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы). Использование окрашенного песка и других материалов. Аппликация в технике «коллаж», методом обрыва.

В работе с природным материалом, дети испытывают неподдельный восторг и восхищение, создавая своими руками декоративные поделки, которые позволяют быть ближе к природе. «Живой» материал передает не только цвет, фактуру, запах, но и настроение, успокаивает и умиротворяет. А всё вместе это стимулирует детское творчество, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом творчества.

Для активизации творческоговоображения и мышления можно использовать следующие приемы:

Приемы ТРИЗ-технологий, например, дается детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «портрет пришельца»; рисование по необычным словам которые придумывают сами дети «Снегоеды», «Зайцемух»; Рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».

Далее. Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.

Можно проводить такие ситуации как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывают на что похож отпечаток ладони, и предлагать дорисовать до какого – либо образа;

или «Семейка медвежат» - предлагать детям трафареты медвежат и просить одеть каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики).

Хотелось бы отдельно сказать несколько слов о занятиях с методами арт-терапии, как об одной из технологий здоровьесбережения, которое способствует снятию детских страхов, выходу агрессии, развитию уверенности в своих силах, концентрации внимания на своих ощущениях и чувствах.

Арт-терапия является одним из самых эффективных направлений. Это естественный и бережный метод исцеления и развития души через творчество. Он позволяет вывести неосознаваемое на уровень осознания и, таким образом, переработать.

Проще говоря, если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество (рисунок или поделку, стихотворение, сказку) и почувствовать облегчение. На этих занятиях я использую такие нетрадиционные техники,как:

• Рисование пальчиками

• Рисование ладошкой

• Рисование ватными палочками

• Печать поролоновой губкой

• Рисование на подносах с манной крупой

• Лепка из безопасного пластилина

• Аппликации из крупы и соли.

Такие занятия помогают детям открывать в себе все новые и новые ресурсы, видеть и чувствовать новые грани окружающего мира и своей личности, раскрывают творческие способности.

В заключение следует отметить, что заинтересовать детей

чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует искреннюю увлеченность взрослого, восхищение красотой, он постепенно тоже признает художественные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям.

В детском возрасте все люди талантливы! В каждом ребенке заложены потенциальные способности, которые при развитии могут реализоваться в жизни. Важно только, открыть этот потенциал способностей.

Это очень важно, заложить в сознание наших воспитанников, что быть человеком - это значит не только быть таким как все, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимым, с собственными вкусами, интересами и способностями.

ВЫВОД.

Работая над развитием творческого потенциала детей, мы в конечном итоге получаем всесторонне гармонично развитую личность, способную быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР "Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения" разновозрастная группа ЗПР. (отчет из опыта работы в условиях дистанционного.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности в условиях СРЦ
Опубликовано: 23 февраля 2021 в 23:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 февраля. День клякс на МААМ

Случайным пятнам, которые раньше осложняли школьникам жизнь, а сейчас используются в изобразительном искусстве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и...

28 февраля. День сказочных домиков на МААМ

Вполне естественно, что сказочные персонажи живут в необыкновенных волшебных дворцах и сказочных домиках. Под впечатлением приключений любимых сказочных и мультипликационных героев, дети охотно рисуют,...

Детский мастер-класс по изготовлению открытки на 8 марта из бумаги
Мастер – класс рассчитан на детей от 3 лет, будет полезен воспитателям, неравнодушным родителям. Назначение: подарок. Цель: создание открытки к...
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка, кошка»
Цель: учить передавать характерные элементы филимоновской росписи Задачи: 1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя...
Сценарий спортивного развлечения в детском саду для детей младшей группы «Мой весёлый...
Цель: Развивать элементарные двигательные действия; мотивировать к выполнению физических упражнений с положительно – эмоциональным настроением. Задачи:...