Елена Быстрова
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник аппликации» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Творить дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Но зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии и возможности.
В этом случае целесообразно применение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками. Нетрадиционные техники аппликации демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний к самовыражению в целом.
Ниже приведены некоторые нетрадиционные техники аппликации:
СКАТЫВАНИЕ БУМАГИ (комочки)
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу (небольшой кусочек салфетки, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
СКАТЫВАНИЕ БУМАГИ (жгуты)
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок скатывает из салфетки жгут и приклеивает его по контуру изображения. Можно весь образ заполнить жгутами из салфеток.
ОБРЫВАНИЕ БУМАГИ
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения.
«ЗНАКОМАЯ ФОРМА — НОВЫЙ ОБРАЗ»
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.
Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру.
Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем подрезания деталей. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.
ТЫЧКОВАНИЕ
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2х2см, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы он не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вынимает карандаш, а свернутый квадратик остается на основе. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем листа.
ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗ МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: различные виды макаронных изделий, клей ПВА, плотная бумага или картон.
Способ получения изображения: макаронные изделия выкладываются в определенном направлении на предварительно смазанную клеем область листа. После высыхания наклеенные макароны можно раскрасить гуашью.
НАСЫПКА (КРУПЫ, ОПИЛКИ, обрезки нитей,СКОРЛУПА ЯИЦ)
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: фактура, объем, цвет.
Материалы: сыпучие крупы (манная, гречневая, пшено, опилки, стружка от карандашей, обрезки нитей, скорлупа яиц, клей ПВА, плотная бумага или картон.
Способ получения изображения: сыпучие продукты насыпаются на область листа предварительно смазанную клеем. После подсыхания излишки насыпки аккуратно стряхиваются.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА (ПОРОЛОН)
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, объем, цвет.
Материалы: разноцветные поролоновые губки, ножницы, клей ПВА, плотная бумага или картон.
Способ получения изображения: цветные поролоновые губки ребенок нарезает на кусочки необходимого размера и приклеивает их на лист по отдельности или на всю подготовленную область.
МОЗАИКА
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, объем, цвет.
Материалы: цветная бумага, нарезанная на узкие полоски, клей, плотная бумага или картон с изображенным контуром предмета.
Способ получения изображения: ребенок отрывает от полоски бумаги кусочки небольшого размера. Затем наносит клей на необходимую область изображения и накладывает кусочки бумаги. В результате изображение получается объемным.
Известно, что художественная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому объекту. Ребенок в процессе творчества испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Кроме того работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение и страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Обогащая мир умений ребенка, мы даем ему возможность выразить себя различными способами в самом оптимальный варианте. Кроме того, использование нетрадиционных технологий позволяет ребенку поверить в себя. Все это очень важно для наших малышей.