МААМ-картинки

Развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью

СоболеваСветлана
Развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью

Развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью.

Творчество и ребёнок - две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки и творчество – это то, что приносит радость ребёнку.

Публикация «Развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью» размещена в разделах

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобразительной деятельностью способствует развитию всех психических процессов, а именно, мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия и является для них средством коррекции недостатков, имеет лечебное воздействие, способствует их социализации. Для детей важен сам процесс творчества, от него они получает прилив сил и удовольствия, уходят проблемы, стресс.

Искусство и другие виды детского творчества помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.

Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом.

Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

Итак, что же важно для развития творческих способностей у детей с умственной отсталостью?

Очень важным условием является создание среды, которая бы стимулировала разнообразную творческую активность.

Также у ребёнка должна быть свобода в выборе деятельности. Если ребёнок может выбрать, чем ему заниматься, то это позволит избежать усталости, переутомления, позволит долго сохранять интерес к творчеству. Роль взрослого в творческом процессе – помощь, подсказка, которая не вредит процессу творчества. В процессе развития творческих способностей ребёнка важна доброжелательная, комфортная обстановка, умение понять и принять даже самые необычные идеи ребёнка и помочь ему воплотить их в своих работах.

Цель творческой деятельности – это развитие творческих способностей и личностного потенциала детей с умственной отсталостью.

Поэтому тематика мероприятий должна составляться по индивидуальным возможностям и способностям детей, предусматривая уровень имеющихся умений и навыков, самостоятельности, умение контактировать в коллективе.

Формы проведения мероприятий разнообразны:

экскурсии, путешествия, игры, беседы, практические занятия, творческие мастерские, тематические конкурсы рисунков, выставки работ.

Применение вовремя занятия игр, сюрпризных моментов, загадок, сказок, стихотворений, пословиц способствует психологической разгрузки, будит фантазию, положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Для организации мероприятий, необходимо руководствоваться следующими методами:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия :

словесный - устное изложение материала, беседа, рассказ.

наглядный - показ иллюстраций, презентаций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.

практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях :

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальное выполнение заданий.

Формы работы:

индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

Виды работ :

Аппликация способствует развитию творческих способностей, стимулирует сенсорное развитие, чувство света, формы, глазомер, ориентировку в пространстве.

Торцевание – достаточно новая и интересная техника, она привлекает детей своей красочностью воздушностью. Техника выполнения не очень сложная вполне доступна для детей с умственной отсталостью.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Оригами – искусство складывания бумажных фигурок. Оригами имеет многостороннее воздействие на детей : это и развитие мелкой моторики, и всех психических процессов. Воспитывает усидчивость, самостоятельность, целеустремлённость, активность ребёнка.

Пейп-арт – бумажное искусство. Эта техника (нить из салфеток) придумана в 2006 году Татьяной Сорокиной.

Пейп-арт работает с дешёвым, бросовым материалом, тем самым даёт вторую жизнь уже отжившим предметам.

Работа в данной технике влияет на проявление фантазии, творческих способностей, развивать внимание, речь, память, мелкую моторику рук; формирует самостоятельность, ответственность, аккуратность.

Лепка из глины развивает мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Глина благодатный материал, маленькие комочки творят чудеса, рука становиться тверже, движения точнее.

Пластилинография – способствует снятию мышечного напряжения, развивает воображение, пространственное и художественное мышление, побуждает к самостоятельности, будит фантазию.

Природный материал как нельзя лучше подходит для развития творческих способностей детей.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить и дать как бы вторую жизнь.

Изображение природы в рисунках также способствует проявлению детьми творческих способностей. Работа здесь строится по следующему плану: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих наблюдений уточняющими беседами; просмотр картин и иллюстраций; знакомство с лучшими поэтическими образами описания природы.

Мягкая игрушка развивает вкус, фантазию, способствует творческому выражению индивидуальности.

Развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формирует инициативность, самостоятельность, учит жить по законам красоты, способствует успешной социализации и является одним из важнейших компонентом воспитания в интересах, человека, общества, государства.

Литература

1. Аппликация и бумагопластика. – М. : АРТ, 2008. - 164с., ил.

2. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. – М. :

3. Новая Москва, 1925.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб. : СОЮЗ, 1997.

5. Горичева В. С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998

6. Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л. А. Нисневич «Как помочь «особому» ребенку». Санкт – Петер Петербург, 2000.

7. В. Ф. Мачихина, под редакцией В. П. Провоторова «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». Москва «Просвещение», 1978.

8. Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская «Артпедагогика и арттерапия в спецобразовании». Издательский центр «Академия», 2001.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью
Опубликовано: 13 января 2020 в 17:17
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД