Сивцова Кристина
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
В современном мире все больше становится востребованной индивидуальность, творческая активность, способность фантазировать и умение лавировать между разнообразными видами деятельности. Готовность к творчеству не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях воспитания, обучения растущего ребенка. Современного дошкольника необходимо научить творчески подходить к каждой жизненной ситуации, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Неординарность, креативность, авторитет педагога играет основную роль в становлении творческой личности дошкольника. Необходимо активизировать творческие проявления воспитанника. Поэтому, благодаря нашей заведующей, и была создана детская творческая мастерская «Семицветик».
Публикация «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Основная цель мастерской – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через восприятие красоты окружающего мира.
Основные задачи:
• развить эстетическое восприятие художественных образов, предметов и явлений окружающего мира;
• обогатить ум разнообразными представлениями, впечатлениями, некоторыми знаниями об окружающем мире;
• создать условия для экспериментирования с художественными материалами;
• развить способности к сопереживанию, желание помочь;
• формировать умение брать на себя роль художника – творца.
Для успешного развития творческих способностей детей необходимы условия, которые я выдвигаю на первый план и работаю над их реализацией, а именно:
• создание физического и психологического пространства для свободного проявления инициативы;
• введение игровых элементов, творческих, проблемных задач;
• развитие наблюдательности; использование наглядности;
• обучение овладению необходимыми для изображения навыками и умениями; обучение языку изобразительного искусства, освоение средств художественной изобразительности;
• последовательное усложнение изодеятельности, обеспечение перспектив развития детского творчества;
• применение разнообразных материалов и техник работы с ними; смена видов деятельности.
• учёт индивидуальных особенности детей.
Я считаю, что успешному развитию детского творчества очень помогает наличие специального отдельно кабинета для занятия художественной деятельностью, куда ребята приходят с удовольствием и где все пропитано творчеством и эстетикой. Кабинет мастерской «Семицветик» оборудован современной интерактивной доской, на которой мы рассматриваем репродукции известных картин, презентации, знакомимся с направлениями в искусстве.
Для развития интереса к изобразительному творчеству и создания положительно – эмоционального состояния детей я использую в работе художественно – образное слово. Ведь оно способно разбудить эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, а, следовательно, и творчество. Практикую чтение потешек, песенок, стихотворений, подходящих к теме занятия.
Благодаря правильно поставленной цели и задачам, дружелюбной творческой атмосфере, в моей творческой мастерской «Семицветик» создается благоприятная почва для выявления детей, способных творить и видеть мир по-другому, не так как все. Другими словами выявить талантливых, одаренных детей.
В изобразительном искусстве талантливый ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации, в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием. Он серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности, экспериментирует с использованием традиционных материалов, осознанно строит композицию рисунков; его произведения включают множество деталей; работы оригинальны, отмечены печатью индивидуальности.
В моей практике, почти каждый учебный год встречаются такие особенные дети. И это меня очень радует, потому что они умеют удивлять, не только меня, как педагога, но и ровесников, помогают взглянуть на мир другими глазами и увидеть столько удивительных и,на первый взгляд, незаметных нюансов. Предлагаю и вам взглянуть на работы таких детей.
1. Настя, 5 лет. Пока мы с детьми рассматривали и рисовали божью коровку на полянке, Настя успела нарисовать целую законченную картину: с занятыми и бегающими по всей полянке муравьями, с порхающими разноцветными бабочками и стрекозками, и даже нарисовала коварного паука, тихо ждущего свою добычу.
2. А это работа Арины, 4,5 г.. Тема у нас была «По морям, по волнам» и чтобы как-то «окунуть» ребят в эту атмосферу, я включила запись волн, бьющихся о берег, перемежающихся с криком чаек и стала читать рассказ про бесстрашного капитана, который отправился в дальнее плавание. На интерактивной доске были представлены картины великих художников и рисунки кораблей. И каково же было мое удивление, когда по завершению рассказа, я увидела Арину, мечтательно смотрящую в даль в окно, а рядом лежал вот этот рисунок.
3. А это рисунок Полины. 5л. Она всегда старалась рисовать семью. Будь то семья леопардов, снеговиков или стрекоз. Тогда как ребята успевали нарисовать одного леопарда, Полина заканчивала полностью оформленный рисунок. Считаю, что это тоже одно из проявлений таланта.
К таким неординарным детям нужен особый подход. Нужно давать им больше пространства для творчества, не загонять их в рамки, увлекать их новыми методами, поощрять индивидуальность. Ну а свидетельством выявления талантливых воспитанников в нашем детском саду являются победы и награды в городских, районных и республиканских конкурсах и выставках.
Необходимым условием эффективного развития художественного творчества и поддержания положительно – эмоционального состояния детей является введение в структуру изобразительной деятельности отдельных игровых моментов, художественно – дидактических игр, использование элементов соревнования, а так же коллективное рисование, другими словами создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы.
Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, удивление и гордость. Если в младших группах создание коллективной работы дает, прежде всего, возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.
На моих занятиях дети используют разнообразные материалы. Это вызывает у них интерес, сохраняет эффект новизны.
Так же необходимым условием для развития любого творческого процесса является вера ребёнка в свои силы. Я стараюсь, чтобы каждый ребёнок был уверен, что его работу не осмеют, поэтому практикую без оценочные анализы работ. У каждого нахожу что-нибудь интересное и обращаю внимание всех ребят.
Ребёнок ребёнку рознь. Некоторых детей хвалю за каждую удачную художественную находку, за достижение, пусть совсем маленькое! НО ни в коем случае не делаю замечаний, иначе ребенок совсем откажется от работы. Других наоборот подстёгиваю, журю за леность, и это поднимает их активность. Третьим необходимо давать полную свободу и не вмешиваться, не отвлекать.
То есть ко всем детям осуществляю индивидуальный подход.
Очень важно понимать ребёнка. Ведь ребёнок точно так же, как и взрослый, имеет свой характер и темперамент. У него так же может быть плохое настроение и опускаться руки, или наоборот, он может «брыжжать» энергией, сокрушая всё на своём пути. Я придерживаюсь такого правила:
• Не требовать от ребенка, чтобы тот был вундеркиндом;
• Развивать в ребёнке те таланты, которые в нём заложены природой.
То есть я учитываю индивидуальные особенности ребёнка.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности! Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.