МААМ-картинки

Развитие творческого потенциала педагога ДОО

Галина Панычева
Развитие творческого потенциала педагога ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: актуализация и преодоление внутренних барьеров для проявления и развития творческого потенциала малоопытного педагога.

Задачи:

1. Формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.

2. Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций

Публикация «Развитие творческого потенциала педагога ДОО» размещена в разделах

3. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов,.

4. Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Основные научные идеи: личностно-ориентированный и рефлексивный подходы.

Качественно новый результат: умение обобщать представление о творческих способностях и планировать творческое начало педагога-воспитателя.

Методы и приё мы: арт-терапия, психогимнастические приёмы, игровой метод, моделирование, анкетирование, демонстрация наглядного материала.

Оснащение: ТСО: мультимедийное оборудование, музыкальный центр.

Раздаточные материалы:

- на каждого участника: памятка; ножницы, новогодние шары, снежинки

- на каждую малую группу: листы бумаги А3, А4, ручки, газеты, клеёночки и салфетки для аппликации, клеящие карандаши, текст истории о принцессе и крестьянине.

Список используемой литературы и электронных источников:

1. Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. М. : Речь, 2006. - 60 с.

2. Леванова Е. А., Волошина А. Г., Плешакова В. А., Соболева А. Н., Телегина И. О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Спб. : «Питер», 2008. – 2-е изд. – 208 с. (Серия «Практическая психология»).

3. Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации) «Я сам строю свою жизнь».Спб. : «Речь», 2003. – 216 с.

4 .Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений (Всё о психологической группе). М. : «Генезис», 2007. – 160 с.

5. Хрящёва Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Спб. : «Речь», Институт тренинга, 2002. – 256 с.

План проведения мастер-класса.

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.

II этап. Обоснование основных идей развития творческого потенциала, актуальность его использования его в работе педагога ДОО.

III этап. Практический

Задание 1 - Упражнение "Знакомство" (3 качества на первую букву имени).

Задание 2 - Упражнение «Что, Откуда, Как?»

Задание 3 - Упражнение “Рассказ из заголовков”- Игра «Перевертыши?»

Задание 4 - Упражнение «Гусеница»

Задание 5 - Упражнение «Принцесса и крестьянин»

Задание 6 - Упражнение «Творческая жизнь» - Это интересно! Развитие креативного мышления «между делом».

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход работы.

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Модернизация и новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности педагога-воспитателя, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различных подходов, приемов и технологий для ее решения.

Саморазвитие педагога-воспитателя можно рассматривать как неотъемлемое условие саморазвития воспитанника, поскольку научить может знающий, передать опыт – его имеющий, наполнить духовными ценностями – обладающий ими. Речь идет о внутреннем мире личности педагога-воспитателя, готового к самоизменению, к повышению собственного творческого потенциала и на этой основе его самореализации в педагогическом творчестве.

Чувство общности и внимание к ребенку в сотворчестве – тот фундамент, на котором строится нравственное отношение к нему, порождая сочувствие, сотрудничество, доброжелательность, взаимоуважение. Воспитатель полностью включен в процесс, играет с детьми, показывает образцы игровых действий и взаимоотношений, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание детей на тот или иной факт.

Главными признаками педагогического творчества являются :

– создание нового или существенное усовершенствование известного;

– оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания.

II этап. Обоснование основных идей развития творческого потенциала, актуальность его использования его в работе педагога ДОО.

Когда специалисты НАСА готовились к запуску первых астронавтов в космос, они столкнулись с серьезной, по их мнению, проблемой. Оказалось, что при нулевой гравитации невозможно использование обычных шариковых и чернильных ручек! Чернила упорно отказывались поступать на пишущую поверхность. Решить эту проблему было поручено консультантам агентства «Андерсен». Чтобы создать ручку, которая может писать в вакууме практически на любой поверхности, включая кристаллическую, вверх ногами, под водой, в температурном режиме от 273 градусов ниже точки замерзания до 300 градусов выше нуля по Цельсию, изобретателям понадобилось десять дней и двенадцать миллионов долларов! Русские вместо этого догадались использовать в вакууме обычный карандаш…»

Эта полуанекдотическая ситуация наглядно демонстрирует, что неординарное творческое мышление может проявляться очень по-разному, и проявлений его — не счесть. Кто-то легко придумывает нечто совершенно новое, кто-то способен увидеть очевидное в совершенно новом ракурсе, кто-то рисует неожиданные образы, а кто-то гибко и мгновенно реагирует на внезапные изменения обстоятельств. Все это — креативность.

Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.

- Как вы думаете, какими личностными качествами должен обладать творческий педагог?

Творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами:

– научным психолого-педагогическим мышлением,

– высоким уровнем педагогического мастерства,

– определенной исследовательской смелостью,

развитым педагогическим чутьем и интуицией,

– критическим анализом,

– потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта

С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение темпов развития, изменения и перехода на новый уровень. То есть, чем выше уровень творческого потенциала педагога, тем легче и быстрее он развивается, и, наоборот, на низких уровнях организации творчества темпы развития значительно ниже. Тем не менее, резервы (невостребованные ресурсы) развития творческого потенциала педагога таятся в нем самом. Только личное желание и стремление к росту позволит найти оптимальные пути их использования.

Перед мастер-классом мы с вами провели тест по определению вашего творческого потенциала. В вас заложен значительный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть определённые барьеры, тормозящие процесс вашего творчества.

В рамках мастер-класса я хотела бы продемонстрировать эффективные методы и приемы работы по развитию творческого потенциала и рассмотреть их с вами практически.

III этап. Практический.

Виды деятельности Слова и действия мастера Инструкции

Смысл упражнения Организация рабочего пространства

1. Упражнение "Знакомство" (3 качества на первую букву имени). - Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя".

Например: Меня зовут Галина, я «грамотная», «гуманная», «гостепреимная».

- Кто следующий представит себя?

-Уважаемые гости, кто желает стать наставником Елены на сегодняшний день? Алины? Светланы? Молодые специалисты представляют себя.

На роль наставников приглашаются гости

2. Упражнение «Что, Откуда, Как?» - Чтобы выполнить следующее задание, запишите вопросы:

1. Что это?

2. Откуда это взялось?

3. Как это можно использовать?

-Сейчас я покажу вам часть предмета. Посмотрев на него, поразмыслив 1 минутку, каждая из Вас по порядку будет быстро отвечать на три вопроса.

При этом повторяться не разрешается, вы должны придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов

Обсуждение

-Какие ответы на вопросы Вам больше запомнились, представляются самыми интересными и оригинальными? Педагоги записывают вопросы, отвечают на вопросы

Время на размышление - 1 минутка

Лёгкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций). Листы, ручки

Фрагмент предмета

3. Упражнение “Рассказ из заголовков”. Ваша задача – вырезать и соединить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл.

Обсуждение

-Как вы думаете, у кого получился самый удачный рассказ.

Обратите внимание, сколько заголовков вы можете составить вместе. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался.

Время на составление рассказа 5- 6 минут

Участник вырезают заголовки, составляют рассказы, а затем зачитывают их Автор упражнения Эдвард Де Боно (психолог, писатель, эксперт в области творческого мышления).

Цель: развитие дивергентного мышления 3 команды

газеты - 3шт.

листы А3 - 3 шт.

ножницы - 6 шт.

кленочки, - 3 шт.

салфетки - 3 шт.

клеящие карандаши - 3шт.

Игра «Перевертыши?»

- Уважаемые коллеги, дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать. В этом нам поможет игра "Перевертыш"

Эта занимательная игра на смекалку.

Суть игры состоит в том, чтобы отгадать как можно больше перевертышей. Перевертыш — это название книги (фильма, или строчка известного стихотворения, либо пословица (поговорка, где все слова заменены антонимами, т. е. словами, противоположными по смыслу (трус-храбрец, земля-небо, добрая-злая, милый-противный, работать-отдыхать, бежать-стоять, горячо-холодно). Например, Черная луна джунглей — перевертыш названия фильма Белое солнце пустыни. Продолжим игру. Игра проводиться с гостями Мультимедийное оборудование, презентация,

4. Упражнение «Гусеница» Команда становится друг за другом в колонну, между каждым участником воздушный шар – это гусеница, которая не может разрываться. Гусеница должна показывать, как она спит, передвигается, делает зарядку, умывается и Это упражнение поможет преодолеть межличностные барьеры в общении и деятельности, проявить интерес учит понимать индивидуальные особенности друг друга, помогает сформировать навыки социального взаимодействия, а так же проявить творчество Воздушные шары

Музыкальное сопровождение "Бабочка"

5. Упражнение «Принцесса и крестьянин» 1. Рассказывает история о принцессе и крестьянине.

2. Каждой паре участников раздаёт по экземпляру истории.

3. Предлагает собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше. Обсуждение в парах 2-3 мин., отвечает 1 человек от пары

В действительности не важно, какие предположения высказывают люди. Единственной целью занятия является немного встряхнуть их мозги. Текст истории - 3 шт.

Текст на слайде

6. Упражнение «Творческая жизнь» - Сформировать перечень рекомендаций в виде плана-записи, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь»1) на работе, 2)дома, 3) на отдыхе.

Обсуждение проделанной работы внутри группы. Участники работают в одной группе. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало. Листы бумаги, ручки, подсказки.

Развитие креативного мышления «между делом» - Во время езды на автобусе или пешей прогулки читайте вывески магазинов задом наперед. Иногда бывает откровенно смешно, попробуйте! К примеру, вывеску «Все для дома» вы прочтете как «Амод ялд есв».

- Во время того, как вы ожидаете свою очередь, можно достать книгу и начать чтение предложений не сверху вниз, а снизу вверх. К примеру, у вас получится, что герой романа выполняет все действия в обратном порядке. Сначала он утром уходит из дому, потом завтракает у себя на кухне, чистит зубы и встает с кровати, а потом только слышит будильник.

- Пока вы дома, возьмите карандаш в левую руку и пишите! И если уж совсем уверены, что никто вас не застукает за этим занятием, возьмите карандаш пальцами ног. Можно рисовать или писать текст.

- В свободное время придумывайте словосочетания из несочетаемых слов. К примеру, сладкая соль или правдивая ложь, огненный айсберг, горячий лед, полезная безделушка и т. д.

- Возьмите любое слово и попробуйте представить, что это аббревиатура. Попробуйте ее расшифровать. К примеру, МОЛОКО: Можно Очень Любить Отдаваясь Кому-то Одному; ШИФР: Шаги Изменяющие Философию Разума СЛОВО: Система Линий, Отражающих Вселенский Опыт; БУКВА: Бесконечное Умение Конструировать Вселенную Автором (Борис Сердюк) Мультимедийное оборудование,

презентация

Обсуждение проделанной работы внутри группы.

- Спасибо за ценные рекомендации! Участники зачитывают рекомендации

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

- Коллеги, по воле судьбы, мы с вами встречаемся в предверие Нового года, в этом году я хочу нарядить свою елку вместе с вами по- особенному: если вам понравился мастер-класс и вы что-то из него захотели применить в своей работе - повесьте на елочку шарик. Если же мастер-класс для вас показался не интересным и бесполезным - украсьте елочку снежинкой.

Как у нарядной елки не сделать подарков.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы с бумагой Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством образовательной продуктивной деятельностиРазвитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством образовательной продуктивной деятельности Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Л.

Консультация «Речевое и коммуникативное развитие дошкольника, раскрытие его творческого потенциала» Значение речи неоценимо для человека: это и способ общения между людьми, и передача информации, а также выражения эмоционального состояния.

Мастер-класс для родителей «Развитие творческого потенциала детей с ОНР с помощью нетрадиционных техник рисования» Цель: Научить родителей продуктивно проводить совместно с детьми время дома, познакомить со способами развития творческого потенциала детей.

Описание опыта «Развитие творческого потенциала дошкольников через дополнительное образование» Описание опыта работы " Развитие творческого потенциала дошкольников через дополнительное образование" старший воспитатель В. В. Попова.

Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребёнка-дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» муниципального образования городской.

Развитие музыкально-сценических способностей и раскрытие творческого потенциала детей по средствам инсценировки сказок Развитие музыкально-сценических способностей и раскрытие творческого потенциала детей по средствам инсценировки сказок в театрализованной.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельностиРазвитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности В современном мире все больше становится.

Семинар «Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности» Тема: Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности. Цель: создать условия для формирования.

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО Костенко Александры Александровны, Сироштаненко Т. Г. АНАПСКИЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого потенциала педагога ДОО
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 13:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого потенциала педагога ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Галина Панычева (УИ 151164) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД