Кузьмина Татьяна Валерьевна
Развитие музыкально-сценических способностей и раскрытие творческого потенциала детей по средствам инсценировки сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкально-сценических способностей и раскрытие творческого потенциала детей по средствам инсценировки сказок в театрализованной деятельности.
Роль родного языка переоценить невозможно. Он помога-
ет детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Процесс развития речи предполагает освоение не только
Публикация «Развитие музыкально-сценических способностей и раскрытие творческого потенциала детей по средствам инсценировки сказок» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка Использование детьми разнообразных средств выразительности речи — важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Выразительность речи развивается в течении всего дош-
кольного возраста: от непроизвольной эмоцианальной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старше дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы позво-
ляет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированый характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной стороны речи необходимо
создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присуствия постороних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве. Бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присуствие незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно вос-
питать в человеке только путем привлечения его с малолества к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности тетрализованной деятель-
ности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе моей работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонацонный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Я могу утверждать, что театрализованная деятельность
является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, преобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания — как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплохов, - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную случаем оценки, просто сообщаемые и усвояемые». Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распозновать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать
опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нраственную направленость (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добу и злу. Любимые герои становятся образом для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нам педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Также можно сказать, что театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Содержание моих театрализованных занятий включает в
себя:
1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
2. Игры — драмотизации;
3. Разыгрование разнообразных сказок и инсценировок
4. Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
5. Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей
Безусловно театрелизованные занятия должны выполнять
одновременно позновательную, воспитательную и развивающую функции, а не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех целей:
1. развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
2. созданию атмосферы творчества;
3. социально-эмоциональному развитию детей.
Поэтому содержанием таких занятий является не только
знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами, мизансценой, т. е. со «знаками» визуального языка. В соотвествии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.
Я считаю необходимо, чтобы педагог не только вырази-
тельно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий — эмоциональное отношений взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не только артестичность, сколько искреность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
Причем чем меньше ребенок, тем определеннее, акценти-
рование должно быть чтение. Однако и переигровать не рекомендуется — дети очень тонко чувствуют преувелечение и фальшь.
Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно,
менее эмоционально выраженно, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Я должна строго следить, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, превратить его только в зрителя. Не допускаю даже мысль о разделение детей на «артистов» и «зрителей», т. е. на пастоянно выступающих и постоянно оставшихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети боялись выйти «на сцену». Поэтому предлогая «сыграть» или «показать» что-либо, я исхожу из реальных возможностей конкретных детей.
Подготовка к театрализованной деятельности происходит
в несколько этапов.
В начале мы выразительно прочитываем произведение, а
затем проводим по нему беседу, поясняющую и выяесняющую пониманию не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтение желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтактической выразительности. От меня, как от педагога требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая чтение.
Поэтому передо мной встают две задачи:
1. понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
2. во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.
Огромную роль в осмыслении материала играют илюст-
рации в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных в картинках («Что с ним», «Почему он плачет?»)
После беседы о прочитанном и подобных упражнений
необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст хорошо усвоен, следует всегда поощрять его точность и выразительность его изложения.
Особое внимание детей обращаю на связь между настро-
ениями и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «говорящие картинки» - рассказы по схематичным картинкам, которые рисуются в ходе совместного обсуждения или когда один ребенок рассказывает. А другие (3-5 человек) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.
Таким образом, театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации по темам, взятыми из жизни (смешной случай, интересное событие и др.)
Развитию уверености в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Активизация их интереса устраиванию тематических вечеров, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Таким образом, использование мной театрализованной деятельности в целях формирования вырозительности речи, специально-эмоционально развития ребенка становится воможным при выполнение следущих условий:
1. единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
2. насыщение этой деятельности интересным и эмоционально значимым у детей содержанием;
3. постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
4. наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
5. совместного участия в данном процессе детей и педагогов (или родителей).
МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ
ИМПРОВИЗАЦИИ
Цель: Преодолевать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему, соотвествующий характеру музыки.
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
(«Осенний сон», муз. А. Джойса)
Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудлевом танце, постепенно опускаясь на землю.
БАБОЧКИ
(«Мотылек», муз. Д. Кабалевского)
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают пыльцу с цветов, другие любуются своими крылашками. Легкие и воздушные, они пархают и кружатся в своем радостном танце.
В СТРАНЕ ЦВЕТОВ
(«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», муз. П. Чайковского)
В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.
В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ
(«Аквариум» из «Карновала животных», муз. К. Сен-Сана)
В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб.
В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ
(«Романс», муз. Д. Шостаковича)
В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого, превращены в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Он дотрагивается до спящий принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнувшие ото сна, начинают двигаться и танцевать.
В заключение хочется сказать, что в каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. На музыкальных занятиях с помощью игры и сказки я учу их раскрепощаться. Учу их самовыражаться через музыку, пусть сначало приметивно, непрофессионально, немузыкально, постепенно повышая их уровень, чтобы у ребенка была осознанная потребность добиваться каких-либо результатов. И после каждого выполненного задания обезательно хвалю его, хвалю за самую малость. Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, что он уже умеет (а вчера еще не умел).