Татьяна Прокофьева
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность является одной из ведущей в системе обучения дошкольников, и одной из главной задач является развитие творчества, формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественного выразительного образа. Как известно, дети в своих рисунках отображают только то, что произвело на них впечатление.
Публикация «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Маленькие дети все любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Что же представляет собой детский рисунок, чем привлекает и что мы ценим в нем?
Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств. Обычно поражает в детском рисунке не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние.
Во-вторых, содержательность. Рисунок, даже самого маленького ребенка, несет в себе какое-то содержание. На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников – все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
Еще одно ценное качество детского рисунка – смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. А ведь риск, способность к риску, смелость – непременное условие и характеристика творческой личности.
Одним из важных условий проявления творчества в художественной деятельности является организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. В нашем деском саду мы стараемся создать такие условия, работая по трем направлениям (физическое, экологическое, художественно-эстетическое). Есть у нас и изостудия, в которой я провожу кружок «Нетрадиционное рисование», где мы с детьми занимаемся изо деятельностью. Мне очень нравится заниматься рисованием с малышами. Я стараюсь организовать занятия так, чтобы максимально заинтересовать детей. Провожу работу с родителями для достижения наиболее успешных результатов.
Я считаю, что наиболее благоприятным для развития творческого воображения детей является рисование в нетрадиционной технике. Поэтому я решила и на занятиях по рисованию применять нетрадиционные способы. Именно такая изобразительная деятельность помогает детям почувствовать себя свободными, эмоционально выразить свое отношение в рисунке, увидеть и передать на бумаге то, что обычным способом сделать намного труднее. А главное - нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность удивляться и радоваться окружающему миру, проявлять творчество.
Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научится выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить, и я стараюсь развить в ребенке чувство красоты.
Что бы привлечь любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Осенью с маленькими детьми рисуем на тему «Листья желтые летят», зимой – «А снег идет». На листе бумаги рисую дерево, а дети способом тычка пальцем или жесткой кистью изображают листья или снежинки. И картина осеннего листопада, зимнего снегопада вызывают у детей радостные эмоции, удивление.
В средней группе можно продолжать использовать пальчиковую технику, кляксографию, рисование ладошками. В старшей группе – использую так же кляксографию, монотипию, граттаж, набрызг, рисование ниточками, оттиск.
Изобразительны игры с кляксами, которые ребенок наносит на лист, а потом из трубочки раздувает кляксу, и она растекается в причудливых направлениях и получаются интересные изображения различных животных, рыбок, облаков и т. д. Эти игры-изображения развивают глазомер детей, координацию, фантазию и воображение ребенка. Дети, оживляя свой рисунок, сочиняют сказку про кляксу, которая перевоплощается в чудесный цветок, в волшебное облачко, из которого спускаются на землю серебряные ниточки воды и поливают растения.
Дети старшей группы любят рисовать, используя прием монотипии. Эту технику можно использовать в качестве упражнений на развитие фантазии, воображения, творчества, чувства цвета и формы.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что в группе, образно говоря, разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Я регулярно оформляю тематические выставки детских рисунков в фойе детского сада, чтобы и родители и гости могли увидеть результаты нашего творчества.
В своей работе я использую такие нетрадиционные способы рисования как набрызг, рисование цветными ниточками, мыльными пузырями, воском, по сырому листу, смятой бумаге, граттаж, оттиск пробкой, пластилинография и другие. Детям нравятся такие занятия. Когда они заходят в кабинет и видят на столах необычные материалы для рисования, у них на лице появляется улыбка и восторг. Каждый раз они ожидают чего-то нового, необычного.
С большим интересом дети рисуют в технике «цветной граттаж». Их радует не только конечный результат – таинственное, непредсказуемое расцвечивание картинки делает увлекательным процесс работы, а маленьких художников превращает в волшебников, первооткрывателей. Многие дети способны выстраивать графический образ, ориентируясь на случайно открывшиеся оттенки цветового фона, менять в процессе работы первоначальный замысел. На занятиях по рисованию в нетрадиционной технике возникает настоящее творческое соревнование, где победа остается не за взрослым. Мы вместе рассматриваем, обсуждаем наши работы, придумываем им названия, помогаем друг другу в решении затруднительных ситуаций, придумываем, как лучше организовать выставку работ.
Я люблю свою работу, дело, которым я занимаюсь. Мне нравится смотреть на лица детей, которые выражают удовлетворение от своей деятельности. При рассматривании рисунков так приятно слышать фразы «мне нравится», «у меня получилось», «это я сам нарисовал». А детский восторг, самоуверенность в себе и своих способностях, желание и дальше творить стоят многого.
техника монотипия
рисование мыльными пузырями
техника граттаж
рисование мыльными пузырями
техника "цветные ниточки"
техника граттаж