МААМ-картинки

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста (3 фото)

НАДЕЖДА КУЗНЕЦОВА
Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Работая в детском саду компенсирующего вида с детьми с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста очень часто встречаются вторичные отклонения нарушение речи и психических процессов, мною бала увидена проблема, именно в развитии произвольного внимания, объема и устойчивости

Публикация «Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Передо мной стояла задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни. В связи с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями дети с ОНР особенно нуждаются в развивающем целенаправленном обучении.

Цель исследования - изучить развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеющих зрительную патологию.

Объект исследования - внимание детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеющих зрительную патологию.

Предмет исследования – Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР патологию.

Гипотеза исследования - внимание у детей с ОНР со зрительной патологией старшего дошкольного возраста отличается от внимания детей нормально видящих по таким показателям как:

уровень развития произвольного внимания,

продуктивности и устойчивости,

объём.

Дети с ОНР со зрительной патологией старшего дошкольного возраста имеют низкие показатели уровня развития по всем характеристикам внимания, развивающий комплекс занятий и игр с детьми с ОНР со зрительной позволят повысить развитие внимания у детей с ОНР приблизить их к нормально видящим детям

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования,

2. Раскрыть анатомо-физиологические и психологические особенности детей с ОНР.

3. Исследовать развитие внимания дошкольников с ОНР.

4. Разработать комплекс развивающих занятий и упражнений по развитию внимания детей с ОНР.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, тестирования эксперимент, метод математического анализа.

База МДОАУ ДС компенсирующего вида №64 г. Благовещенска

Выборка составила: 28 детей старшего дошкольного возраста, 14 детей с ОНР экспериментальная группа и 14 детей нормально развивающихся без нарушения речи.

На констатирующем этапе, цель которого была выявить у детей экспериментальной и контрольной группы уровень произвольного внимания, объем и устойчивости.

В исследовании были использованы следующие методики:

1) Методика «Домик» (Н. И. Гуткина);

2) Методика «Найди и вычеркни» (Р. С. Немов);

3) Методика «Запомни и расставь точки» (Р. С. Немов).

Вывод по эксперименту: Таким образом, диагностика внимания детей с нормальным развитием и детей с ОНР со зрительной патологией показала, что дети с ОНР при выполнении заданий испытывали определё нные трудности: для усвоения способов ориентировки, для понимания того или иного действия требовались многократные повторения, дети долго думали, прежде чем выполнить поставленную задачу. Поэтому таким детям необходимо специальное коррекционное воздействие, задания, которые способствовали бы развитию познавательных процессов.

На этапе формирующего эксперимента, который проходил с октября 2010г по декабрь 2010г с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Совместно с логопедом группы был разработан комплекс развивающих занятий и упражнений.

Цель - развивающего комплекса способствовать развитию внимания у детей с ОНР. Все игры и задания, были подобранны по возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Комплекс состоял из следующих этапов:

1. Игровые задания на развитие внимани

2) Занятия на офтальмрлогических тренажерах

3)Пластико – ритмическая гимнастика

4). Дидактические игры для развития внимания

5)Развивающие игры на заучивания рядов слов и словосочетаний Ритмико-слоговой анализ слова

Найди два одинаковых предмета

-найди такого же цвета, Найди предметы заданной геометрической формы,

- Выкладывание палочек.

- Нанизывание бусинок

-Выкладывание узора из мозаики

- Вырисовывание по клеточкам

-Какое слово лишнее?

-Работа с разрезанной картинкой;

- Найди тень

- Собери пазл

-Соотношение формы фигур с формами отверстий, вырезанных на крышке коробки;

-Запоминание игрушек;

-Работа с лексическим материалом;

-Заучивание ряда слов и словосочетаний;

-Складывание различных фигур из счётных палочек. (Головоломки) и др.

2. Пластико – ритмическая гимнастика

Для детских садов компенсирующего вида необходимо занятия по хореографии, аэробики, мы остановились на ритмо пластике. Т. к. именно ритмопластика носит комплексный развивающий характер. Во время этих занятий идет развитие не только внимания, но и других психических процессов. Занятия по ритмопластики проходит под музыкальное сопровождение упражнений, это благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует развитию координации движения и ориентировки в пространстве.

Пластико-ритмические занятия строится на импровизации в танце образных движениях аудиовизуальных картин предлагаемые педагогом. Задания чередовались с тем или иным движением под музыку. Формируя правильную осанку детей, мы использовали такие упражнения, как ходьба на носках и на пятках, ходьба и бег «змейкой» дети выполняли игровые музыкальные упражнения соотносили движения с музыкой и др. Для того, чтобы дети могли отдохнуть, расслабиться, мы предлагали им простые упражнения: «лечь на ковёр, лежать спокойно, повернув ладони наружу и прижав их к туловищу, ноги расположить врозь, спокойно слушать музыку и голос педагога».

Структура состояла из вводной части, стрейчинг (это упражнения на развитие гибкости) основная часть, игра, релаксация. Физкульт- минутки, и части занятий по ритмо-пластики (вальс осенних листьев, музыка времена года) В процессе развивающих занятий дети становились собраннее, внимательнее, организованнее. (Волкова, Шашкина)

На протяжении всего эксперимента Проводились занятия на офтольмологических тренажерах.

Дидактические игры,

- Учить удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению.

Запомни и найди,Узнай и запомни, найди такую же, посмотри чего не стало, У кого такое (лото).

Результаты контрольного эксперимента. Цель – выявить уровень развития произвольного внимания и характеристик заявленные в гипотезе после проведенного комплекса по тем же самым методикам, что и в констатирующем эксперименте, у детей экспериментальной и контрольной группы. Показали.

По методике «Домик» вывод: дети с ОНР стали лучше сосредоточиваются на поставленной задаче, после участия в развивающем комплексе по развитию внимания, показатели уровня развития внимания у детей с ОНР значительно улучшились.

Результаты диагностики с помощью методики «Найди и вычеркни» (Р. С. Немов) показали, что после проведенного формирующего эксперимента дети с ОНР старшего дошкольного возраста показали, хороший средний уровень продуктивности и устойчивости внимания, что свидетельствует о том, что дети с ОНР научились сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.

Повторная методика «Запомни и расставь точки», (Р. С. Немов) показали следующие результаты, что дети с ОНР старшего дошкольного возраста после участия в программе показали средний уровень объема внимания, что свидетельствует о том, что дети с научились сохранять в памяти достаточное количество информации и воспроизводить ее.

Сравнительная гистограмма уровня развития внимания у детей с ОНР до и после эксперимента показали,

что высокий уровень внимания у детей с ОНР повысился на 10%, средний уровень -10 %, уровень ниже среднего опустился на 9%, низкий опустился 11%

Статистическая обработка полученных результатов исследования свидетельствует в пользу наших предположений, что внимание у детей с ОНР старшего дошкольного возраста отличается от внимания детей старшего дошкольного возраста нормально развивающихся по таким показателям как: уровень развития произвольного внимания, продуктивности и устойчивости и объема; дети с ОНР старшего дошкольного возраста имеют низкие показатели уровня развития по всем характеристикам внимания. Данный комплекс заданий и упражнений с детьми с ОНР позволил нам повысить уровень развития внимания у детей с ОНР и приблизить их к норме.

Таким образом, наша гипотеза бала подтверждена.

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Фото №1 Работая в детском саду компенсирующего вида с детьми с нарушениями зрения Фото №2 Старшая группа старшего дошкольного возраста очень часто встречаются вторичные отклонения нарушение речи и психических процессов мною бала увидена проблема именно в
Публикации по теме:

Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии Будем говорить правильно!Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии осуществляется на основе Основной общеобразовательной.

Изобразительное искусство как средство развития речи детей.Изобразительное искусство как средство развития речи детей. Любая деятельность, в том числе и изобразительная,благоприятна и полезна для развития речи. Особенно это касается детей с общим недоразвитием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2013 в 09:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем НАДЕЖДА КУЗНЕЦОВА (УИ 62604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД