Лучший педагог года

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по нетрадиционной технике аппликации «квиллинг»

Снежана Неустроева
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по нетрадиционной технике аппликации «квиллинг»

Аннотация. В статье дается описание работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования на занятиях изобразительной деятельностью нетрадиционной техники аппликации квиллинг. Раскрыты психолого-педагогические основы развития воображения у детей дошкольного возраста. Проведено опытно-экспериментальное исследование на базе дошкольной образовательной организации в с Бедимя Мегино-Кангаласского улуса РС (Якутия). Авторы раскрыли систему занятий на основе интеграции содержания образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие».

Публикация «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по нетрадиционной технике аппликации „квиллинг“» размещена в разделах

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, воображение, нетрадиционная техника аппликации, квиллинг, художественное развитие.

Введение. Развитие воображения является неотъемлемой частью личностного развития ребенка и базой для подготовки к обучению в школе. Большое внимание уделяется развитию воображения в ФГОС ДО. Мы предлагаем для развития воображения использовать нетрадиционную технику аппликации квиллинг.

Цель исследования – изучить влияние занятий по нетрадиционной технике аппликации «квиллинг» на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста. Обзор литературы. Методологическую основу исследования составляют научные труды о природе детского воображения и процессе его развития Л. С. Выготского, О. А. Григорьевой, О. М. Дьяченко, В. Т. Кудрявцева и др. ; исследования об особенностях организации занятий и обучению технике квиллинга в детском саду Т. С. Комаровой, К. П. Моргуновой, И. В. Новиковой, В. В. Тундалевой и др.

Из многочисленных определений воображения мы выделили определение Н. Р. Ветрук: «Воображение можно рассматривать, как психический процесс, участвующий в создании образа предмета или ситуации благодаря перестройке накопленных впечатлений». Различают активное и творческое воображение. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее. Как отмечает С. Л. Киселева, «воображение наиболее интенсивно развивается и культивируется в недрах художественного созидания людей, которое находит свое выражение в разных видах искусства. Искусство развивает воображение людей как «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания – и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде». Творческое воображение у дошкольников активно развивается в процессе изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность дошкольника представляет собой разные виды детской деятельности: рисование, лепка, конструирование, бумажная пластика, аппликация, пластилинография и др. Для нашего исследования представляет интерес аппликация в нетрадиционной технике «квиллинг». Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Первые работы малышей выполняются в форме аппликаций. Вырезанные фигурки накладываются на бумажную основу и приклеиваются. Виды аппликации : предметная, сюжетная, декоративная. Кроме традиционных видов используются нетрадиционные техники аппликации. Нетрадиционные техники аппликации – обрывная, накладная, модульная, симметричная, ленточная, аппликация из круп, соломы, салфеток. Техника «квиллинг» представляет собой скрученные в спиральки тонкие полоски бумаги, из которых склеивают различные композиции (в основном, цветочки). «Термин «квиллинг» произошел от английского слова «quilling» : «quill» означает «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в 587 Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. Эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира».

Основная часть. Задачей нашего исследования является реализация педагогических условий использования аппликации в технике квиллинг для развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Базой исследования является МБОУ «Бедиминская СОШ» с. Бедимя Мегино-Кангаласского улуса РС (Я). В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика по исследованию уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для диагностики были использованы следующие методики:

1. Проективная методика «Свободный рисунок», предложенный авторами Ю. А. Афонькиной, Л. Ю. Субботиной, Г. А. Урунтаевой. Цель: определить уровень развития воображения у детей.

2 методика. «Творческие задачи Э. П. Торренса». Цель - оценить и охарактеризовать особенности воображения детей в сфере решения творческих задач.

3 методика. «Солнце в комнате» (авторы В. Кудрявцев и В. Синельников). Цель: выявление творческого воображения ребенка в изодеятельности. Результаты констатирующего этапа исследования показали средний и низкий уровни развития творческого воображения у детей.

Цель формирующей работы: развитие воображения дошкольников посредством использования нетрадиционной техники аппликации квиллинг. Для решения проблемы развития воображения старших дошкольников мы разработали систему занятий на основе интеграции содержания образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие». Занятия с детьми состоят их 3 частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть - каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь мы создавали эмоциональное настроение у детей, объясняли им новый материал. В основной части дети выполняют задание, а при необходимости педагог помогает советом и проводит индивидуальную работу. Очень важна заключительная часть, в ней подводился итог занятия, анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского творчества. Были использованы следующие методы: словесный (беседа, рассказ, наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей : - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимали и усваивали готовую информацию; - репродуктивный – дети воспроизводили полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа детей. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей : фронтальный, индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой; индивидуальный. Среди приемов, используемых в процессе реализации нашей деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать: активизацию и индивидуализацию обучения; игры и игровые ситуации; творческие работы. Направлениям работы: изготовление животных, цветов в технике квиллинг, изготовление сувениров и открыток к празднику. Формы работы: индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку); - групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание); - коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей). Для занятий была организована развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая выбор каждым ребёнком способа деятельности по интересам.

Таким образом, согласно разработанному плану всего были включены 16 занятий : «Беседа о квиллинге», «Паучок», «Снеговик», «Украшаем ёлочку», «Лошадка», «Снежинка», «Зимний лес» (коллективная работа, «Белая береза», «Яблоня», «Снегирь и рябина», «Подарок для папы – «Ракета», «Солнышко лучистое», «Светофор», «Веселые утята», «Секретная мастерская (подарок маме)», «Золотая рыбка» (коллективная работа). Большая работа была проведена с родителями: проведён мастер-класс, консультации: «Развиваем интерес к работе с бумагой», «Поделки из бумаги (квиллинг)», совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок, организуются выставки работ.

Результаты исследования даны в диаграмме 1.

Диаграмма 1 Сравнительные показатели уровня развития воображения у детей экспериментальной группы

Выводы: Результаты диагностики показали, что на контрольном этапе уровни развития воображения у детей экспериментальной группы значительно повысились. По приведенным диаграммам 1 и 2 наглядно видно, что уровень развития воображения у всех детей экспериментальной группы находится после формирующего этапа на высоком и среднем уровне - 100 %, детей с низким уровнем нет. В контрольной группе показатели почти не изменились.

Таким образом, проведенное исследование показало, что использование техники квиллинг является эффективным средством развития воображения детей.

Список использованной литературы

1. Ветрук Н. Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду / Ветрук Н. Р. // Дошкольное воспитание. – 2010. – С. 24-32. / https://research-journal.org/pedagogy/tvorcheskoe-voobrazhenie-sushhnostsoderzhaniya/

2. Киселева С. Л. Воображение как универсальная способность 0% 20% 40% 60% Констатирующий этап Контрольный этап 10% 40% 40% 60% 50% 0% Высокий Средний Низкий 591 человека//Вестник ПСТГУ, IV. Педагогика. Психология. 2015. Выпуск 4 (39, с. 108-117

3. Кудрявцев, В. Т. Сила воображения : природа и диагностика /В. Т. Кудрявцев // Дошкольное образование. - 2001. - N 7 (55).- С. 14-15.

4. Яковлева Е. В. Нетрадиционная техника квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольников// Инновационные педагогические технологии : материалы IV Mеждунар. науч. Конф. – Казань: Изд. Бук», 2016. – 253 с.

5. Торренс, Е. П. Диагностика креативности: теория и тесты. Сер. «Детский психолог». - СПб. : Речь, 2008.

6. Урунтаева, Г. А. Детская психология. Учебник. М. : Изд. центр «Академия», 2013. – 336 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дикие животные». Рисунки детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной техникеФотоотчет «Дикие животные». Рисунки детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике Продолжая знакомить детей с различными видами нетрадиционного рисования попробовали использовать технику примакивания кистью и тычок мятой.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

«Рыбки в аквариуме». Аппликация коллективная в нетрадиционной технике для детей старшего дошкольного возраста«Рыбки в аквариуме». Аппликация коллективная в нетрадиционной технике для детей старшего дошкольного возраста Сегодня я провела коллективную аппликацию с использованием фантиков от конфет. Предварительной работой стало наблюдение за аквариумными.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Конспект занятия по рисованию «Яблонька» в нетрадиционной технике — тычкование для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Яблонька» в нетрадиционной технике — тычкование для детей старшего дошкольного возраста Цель : формирование умения рисовать развесистое плодовое дерево Задачи: содействовать развитию эстетического восприятия, чувства композиции.

Мастер-класс по изготовлению символа наступающего года «Тигр» в технике «квиллинг» для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению символа наступающего года «Тигр» в технике «квиллинг» для детей старшего дошкольного возраста Цель: вызвать интерес к зимней и новогодней тематике. Задачи: учить скручивать полоски цветной бумаги, предавать им круглую и вытянутую.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования углем «Цветы» для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по нетрадиционной технике рисования углем «Цветы» для детей старшего дошкольного возраста Достоверно не известно, кто и когда первым взял в руки уголь из потухшего костра и начал рисовать. Наверное, это случилось еще в самом начале.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Пошаговый мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике для детей старшего дошкольного возраста «Рифмуем и рисуем осень»Пошаговый мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике для детей старшего дошкольного возраста «Рифмуем и рисуем осень» Пошаговый МАСТЕР - КЛАСС по рисованию с применением нетрадиционных техник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Рифмуем.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Автор публикации:
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по нетрадиционной технике аппликации «квиллинг»
Опубликовано: 25 октября 2022 в 15:22
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД