Лучший педагог года

Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи (9 фото)

Анна Царевникова
Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

Установлено, что психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение) у ребенка развиваются с прямым участием речи. С другой стороны, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием всех психических функций.

К сожалению, в последнее время мы все чаще наблюдаем рост числа детей с различными расстройствами как в речевом, так и в познавательном развитии. В нашем детском саду также имеются дети с ограниченными возможностями здоровья, в основном это дети с тяжелыми нарушениями речи.

Публикация «Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

У таких детей, помимо проблем в речевом развитии, мы отмечаем нарушения в формировании основных психических процессов:

- слабый уровень развития способности к воспроизведению последовательности;

- трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;

- неточное понимание логико-грамматических конструкций;

- недостаточно развитое наглядно-образное мышление;

- ригидность мышления, трудности применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;

- отсутствие причинно-следственных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием,

- низкий уровень ассоциативного мышления, трудности при подборе слов-синонимов, антонимов и понимании их значений;

- объем восприятия детей снижен, восприятие замедлено.

- снижение концентрации, устойчивости, переключаемости, объема внимания;

- страдают все виды памяти;

- повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость;

- импульсивность, расторможенность, излишняя двигательная активность или, наоборот, вялость детей.

Недоразвитие, несформированность психических функций у детей в свою очередь тормозит коррекционно-логопедическую работу.

Левина Р. Е. выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи.

Т. А. Ткаченко пришла к выводу, что «психические процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично».

Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает её формирование. В силу того, что специалисты дошкольных образовательных учреждений ограничены по срокам (дети растут и покидают детский сад по понятным причинам, считаю целесообразным включать в логопедическую практику упражнения на развитие ВПФ и осуществлять эту деятельность параллельно с развитием речи детей.

С этой целью в свою работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отрабатывая речевой материал по конкретной лексической теме, я стала включать и различные виды заданий, серии специальных игр и упражнений, направленные на коррекцию неречевых нарушений: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Приведу примеры некоторых таких игр и упражнений.

«Разложи по высоте (величине)». Детям предлагается расположить предметы в ряд в убывающем порядке, начиная с самого большого (высокого) и заканчивая самым маленьким (низким). И наоборот, разложить предметы в возрастающем порядке – от самого маленького (низкого) до самого высокого (большого). Выполняя это задание, попутно отрабатываем понятия большой-маленький, высокий-низкий, больше-меньше, выше-ниже, развиваем навыки образования уменьшительно-ласкательной, увеличительной форм существительных (дуб-дубок-дубище).

Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи
Фото №1 Установлено что психические процессы восприятие память внимание воображение мышление целенаправленное поведение у ребенка

«Обведи по образцу». Выполняя это задание у ребенка совершенствуется концентрация и распределение внимания, зрительное восприятие, совершенствуются графические навыки. Также закрепляем названия геометрических фигур, формируем навыки словообразования, закрепляем названия цветов и оттенков (дубовый листик в прямоугольнике, кленовый листик в кружочке). И т. п.

Фото №2 Развитие ребенка

«Логические ряды». Дети учатся определять последовательность предметов, видеть закономерность чередования предметов в предложенном ряду. Предлагаем повторить заданную последовательность, продолжить или восстановить ряд. Не забываем отрабатывать основные понятия по изучаемой лексической теме.

Фото №3 Материалы для педагогов развиваются с прямым участием речи Фото №4 С другой стороны речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием всех психических функций Фото №5 К сожалению в последнее время мы все чаще наблюдаем рост числа детей с различными расстройствами как в речевом так и в познавательном развитии

«Математические пазлы». Собирая такого вида пазлы, ребенок закрепляет порядковый счет, запоминает цифры, у него формируется зрительное восприятие. Собрав картинку, ребенок рассказывает, что на ней изображено – развиваем лексико-грамматическую сторону речи, связную речь.

Фото №6 В нашем детском саду также имеются дети с ограниченными возможностями здоровья в основном это дети с тяжелыми нарушениями речи Фото №7 Публикация Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи размещена в разделах Работа с Особыми детьми

«Осенние дары». В данном упражнении детям предлагается положить на дубовый лист определенное количество желудей, указанное цифрой на листике. Дети учатся определять количество предметов и соотносить его с цифрой. Также закрепляем умение согласовывать числительные с существительными.

Фото №8 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Развитие ребенка

Это не весь перечень игр и упражнений, направленных на развитие высших психических функций, используемых мной в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Представленные игровые упражнения подсмотрены и взяты с различных источников сети интернет, таких как: http://mamadelki.ru/, https://neposed.net/, http://vcedetkam.ru/, http://vchudoma.blogspot.com/

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чтобы помнили»Конспект логопедического занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чтобы помнили» Цель: развитие общих речевых навыков. Коррекционно-образовательные задачи: • расширять и активизировать знания детей о ВОВ. Развивать умение.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

КВН по математике в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи КВН по математике (ФЭМП) в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи КВН «Математика.

Презентация «Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Данная презентация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей. В последние годы появилась одна сложнейшая.

Развитие психических функций у детей 4–5 лет Период жизни ребенка от 4 до 5 лет характеризуется как переходом от раннего детства к дошкольному. Этот период также можно назвать – время.

Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии «путешествие по карте» Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как процент дошкольников с различными.

Речевая готовность детей с тяжелыми нарушениями речи к школе Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все.

Сценарий праздника, как средства развития детей с тяжелыми нарушениями речи «Лето» Оздоровительная досуговая деятельность как средство развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Выполнили: Учитель-логопед – Минакова И. М.

Театральная рукавичка для детей с тяжелыми нарушениями речиТеатральная рукавичка для детей с тяжелыми нарушениями речи Игра – основной вид деятельности ребёнка. В процессе игры происходит развитие памяти, воображения, мышления, эмоций, воли, характера. Игры.

Занятие по математике в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Занятие по математике, в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программное содержание: 1. Учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 5 мая 2019 в 10:58
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД